современная налоговая система РФ существует с января 1992, когда вступили в действие законы о налогах, принятые в ноябре-декабре 1991. Базовым законом, к-рый определил ее устройство и функционирование, явился Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991). Он законодательно закрепил определение налога и налоговой системы, основные элементы налога, нек-рые принципы налогообложения (однократность налогообложения), порядок установления и отмены налогов и др. платежей, порядок уплаты налогов, распределение средств от налогов между бюджетами разного уровня, права и обязанности налогоплательщика, ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства, права, обязанности и ответственность налоговых органов. Были установлены виды налогов, взимаемых на территории РФ, и компетенция органов гос. власти в решении вопросов о налогах. В соответствии с законом на территории РФ взимаются три вида налогов: федеральные, региональные, местные. Закон установил перечень налогов по каждому виду (достаточно объемный как в части федеральных налогов, так и особенно в части местных налогов), а также норму, согласно к-рой органы гос. власти всех уровней не вправе вводить дополнит, налоги и обязат. отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, и повышать ставки установл. налогов и налоговых платежей. Принятая в 1992 Н.с. РФ отвечала осн. требованиям налоговой системы рыночной экономики. Были введены прямые и косвенные налоги, налоги, взимаемые с юридич. лиц, и налоги, взимаемые с физич. лиц. Из числа прямых налогов введены налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физич. лиц, налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физич. лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. К числу косвенных налогов относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Особенность Н.с. РФ - ее структура. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой в РФ преобладают косвенные налоги над прямыми (по доле в налоговых поступлениях бюджета) и налоги с юридич. лиц над налогами с физич. лиц. Большинство налогов в РФ являются общими (абстрактными), однако присутствуют и целевые налоги, к-рые зачисляются в спец. внебюджетные фонды, имеющие строго целевое назначение (напр, налоги, поступающие в дорожные фонды, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, спец. налог на поддержание важнейших отраслей экономики, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на строительство объектов производств, назначения в курортной зоне). Отличительная черта российской налоговой системы -ее нестабильность: неоднократно менялись состав налогов, величина ставок, состав льгот, порядок исчисления налоговой базы, порядок и сроки уплаты налогов. Был отменен спец. налог на поддержание важнейших отраслей экономики (с 1 янв. 1996), коммерч. банки и страховые компании с 1 янв. 1994 перешли на уплату налога на прибыль вместо уплаты налога на доходы. С 1 янв. 1996 отменен налог на превышение фонда оплаты труда (в период 1992-95 гг. он являлся составной частью налога на прибыль). С 1 янв. 2001 отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, гербовый сбор, сбор за пограничное оформление. Вместе с тем в налоговой системе появился ряд новых налогов. Так, введены: в июле 1997 - налог на покупку иностр. ден. знаков и платежных документов, выраженных в иностр. валюте, в 1998 - налог с продаж, платежи за пользование природными ресурсами, налог на игорный бизнес, единый налог на вмененный доход для определ. видов деятельности; в 1999-плата за пользование водными объектами, налог на отд. виды транспортных средств. Неоднократно изменялась ставка налога на прибыль предприятий (32, 38, 35% и с 1 апр. 1999 - 30%, с 1 янв. 2001 - до 35%, с учетом налога на прибыль, устанавливаемого местными органами самоуправления; с 1 янв. 2002 - 28%); изменялись ставки НДС (снижение с 28 до 20%), ставки налога на операции с ценными бумагами, налога на покупку иностр. ден. знаков и платежных документов, выраженных в иностр. валюте, акцизов, налога на имущество физич. лиц и др. налогов. В начале существования Н.с. РФ такие изменения нередко вводились задним числом. В последние годы наблюдается усиление стабильности налоговой системы, хотя изменения продолжаются, что имеет как субъективные, так и объективные (в их числе нестабильность, изменчивость самой экономики переходного периода) причины. С целью упорядочения налоговой системы, ее унификации и приведения в соответствие с изменившимися экономич. условиями был принят Налоговый кодекс. Он состоит из двух частей. Первая часть Налогового кодекса РФ (действует с 1 янв. 1999) определяет устройство налоговой системы РФ, вводит осн. понятия: налоги, сборы, элементы налога; закрепляет органи-зац. принципы построения налоговой системы и принципы налогообложения; определяет систему налогов и сборов в РФ; устанавливает налоговые органы, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. НК РФ сохраняет деление налогов на федеральные, региональные, местные. Однако в НК РФ значительно сокращено число налогов, что, несомненно, способствует снижению уровня налогового бремени экономики. Вторая часть Налогового кодекса представляет собой свод налогов, взимаемых в РФ. В наст, время вторая часть Кодекса принята лишь частично и работа над ней продолжается. В соответствии с Фе-дер. законом от 5 авг. 2000 введены в действие налог на добавленную стоимость (гл. 21), акцизы (гл. 22), налог на доходы физических лиц (гл. 23), единый социальный налог (взнос) (гл. 24), а согласно Федер. законам от 6 и 8 авг. 2001 - налог на прибыль организаций (гл. 25), налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26).