(англ. fee) - плата, взимаемая государственным органом за право участия, пользования чем-либо или за право осуществления той или иной деятельности. В российском законодательстве не было четкого разграничения понятий сбора, налога и пошлины. Под налогом, сбором, пошлиной и др. платежами понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке, установленном законодательными актами -ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (1991). В силу традиции платеж, являющийся налогом, называют сбором или пошлиной. Однако можно провести разграничение между налогом, пошлиной и сбором исходя из направления платежа и характера отношений плательщика к обязательности платежа. В РФ разграничение этих понятий проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если средства поступали в бюджет, независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (т.н. фискальные таксы), то такие платежи считались пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой уплачивался, то он назывался сбором. В настоящее время такое основание для разграничения сборов и пошлин утрачено. Теперь сборы в основном называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (часть первая) (1998 в ред. 1999 и 2000) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлины уплачиваются за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий, за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу услуг, не являющихся административными. Налоговым кодексом РФ предусмотрены таможенные сборы, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы. СБОР ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ обязательный платеж, взимаемый с 1997 и регламентируемый одноименным Федеральным законом от 8 января 1998. Плательщики сбора - организации, имеющие статус юридических лиц, получившие в установленном порядке лицензию на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. Размер сбора колеблется от 500 до 15 тыс. МРОТ в зависимости от вида деятельности. Сбор уплачивается плательщиками самостоятельно, ежегодно - один раз за каждый год действия лицензии. При получении лицензии на право ведения нескольких видов деятельности сбор уплачивается отдельно за право на осуществление каждого из указанных видов деятельности. Если деятельность осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, сбор уплачивается отдельно по каждому объекту. При переоформлении лицензии или выдаче ее взамен утерянной сбор уплачивается как при выдаче новой лицензии. Плата не взимается только в случае возобновления приостановленных лицензий. В случае отказа в выдаче лицензии сумма сбора возвращается в установленном порядке. Во всех других случаях уплаченный сбор возврату не подлежит. Суммы уплаченных сборов включаются организациямис в состав затрат на производство и реализацию продукции, принимаемых при исчислении налога на прибыль. В налоговый орган не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии представляются: копия выданной лицензии; налоговый расчет установленного образца. Суммы сборов зачисляются в бюджет, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Ответственность плательщиков за правильность уплаты сбора определяется в общем установленном порядке. СБОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ «РОССИЯ», «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» И ОБРАЗОВАННЫХ НА ИХ ОСНОВЕ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ обязательный платеж, введенный в 1993. Порядок исчисления и уплаты регулируется инструкцией Госналогслужбы РФ № 21 от 11 мая 1993, изданной на основании одноименного закона РФ (1993 с изменениями и дополнениями: № 1 от 28.03.94, № 2 от 27.06.94, № 3 от 14.06.95). Уплачивать сбор должны учреждения, предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и использующие указанные наименования в своих названиях. Аналогичный подход применяется и по отношению к организациям и предприятиям с иностранными инвестициями. Не являются плательщиками сбора федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти; Банк России и его учреждения; государственные внебюджетные фонды РФ; бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из бюджета РФ; редакции СМИ (кроме рекламных и эротических изданий); общероссийские общественные и религиозные объединения. Сумма сбора определяется плательщиками самостоятельно на основе данных бухгалтерского учета и отчетности. В налоговый орган плательщиком ежеквартально представляется расчет по утвержденной форме. Расчет сбора производится предприятиями и организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью (за исключением торговой, заготовительной и снабженческо-сбытовой), в размере 0,5% стоимости реализованной продукции (работ, услуг). Сбор уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Подход к определению налоговой базы для данной категории плательщиков дифференцирован по видам деятельности (кредитные, страховые организации, биржи). Торговые, заготовит, и снабженческо-сбытовые организации уплачивают сбор в размере 0,05% товарооборота. Остальные организации и учреждения уплачивают сбор единовременно в размере 100 МРОТ. В налоговые органы представляется платежное поручение или его копия, удостоверяющие уплату сбора. Если предприятие меняет название или вообще прекращает деятельность, возврат (зачет) уплаченных (начисленных) сумм сбора не производится. Ответственность за уплату сбора плательщиками определяется в общеустановленном порядке. Суммы от уплаты сбора и применяемых финансовых санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в федеральный бюджет.
|
||||
|
|
|
|