Принципы налогообложения

(англ. principles of taxation) - общие требования, которым должна удовлетворять налоговая система государства. Динамичность налоговой системы не отрицает постоянства основополагающих принципов ее построения. Наибольшую популярность исторически получили 4 постулата о П.н., сформулированные Адамом Смитом (1723-90): соразмерность налога (equality) - подданные гос-ва должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, которым они располагают под покровительством и защитой гос-ва; определенность налога (certainty) - срок уплаты и способ платежа должны быть ясны и определены для плательщика и для всякого др. лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогообложения представляется, как отмечал А.Смит, делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности; удобность налогообложения (convenience) - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его; дешевизна налогообложения (economy) - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы при его взимании удерживалось из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству гос-ва. Центральный вопрос проблемы «налоговых принципов» -вопрос о содержании принципа «справедливого налогообложения». В центре научно-финансовой дискуссии на Западе противостоят друг другу два фундаментальных принципа: принцип получения услуг от государства и принцип платежеспособности. Оба этих принципа имеют долгую историч. традицию, причем соврем, налоговые системы многих развитых стран всегда базируются на их комбинации. Принцип получения услуг от государства (benefit principle) связывает между собой обе стороны бюджета; согласно этому принципу, от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства. Он предполагает обязательное соответствие размера услуг, предоставляемых государством своим гражданам (имеются в виду как физические, так и юридические лица), величине уплачиваемых ими налогов. Этот принцип ориентирован на рыночные условия. Основополагающим для него является представление о «как бы определяемом рынком» распределении гос. услуг, причем налоги в данном случае рассматриваются как цены на эти услуги. Из такого подхода вытекают ограничения принципа получения услуг от гос-ва, он касается лишь регулирующей функции налогов. Данный принцип в определ. степени способствует обеспечению справедливости налогообложения, поскольку каждый плательщик обязан платить налог лишь в том размере, сколько он получает взамен от гос-ва. Кроме того, он имеет преимущество с перераспределительной т.з.: благодаря увязке между собой услуг и издержек гос-ва оптимизируется структура бюджета. Согласно принципу платежеспособности (ability-to-pay principle) личный доход индивидуума должен соответствовать его вкладу в достижение хоз. результата. В отличие от принципа получения услуг от гос-ва он не увязывает между собой доходы и расходы гос-ва и налогоплательщика, а опирается при расчете сумм, необходимых для финансирования, на эконо-мич. потенциал налогоплательщика. При этом финансирование гос-ва налогоплательщиком не зависит от расходной части госбюджета, а объем гос. расходов зависит от экономич. потенциала пользователя государственных благ. Здесь пропадает прямая зависимость между налогоплательщиком и тем, кто пользуется услугами гос-ва. Лучше всего этому принципу соответствует постулат: налогоплательщики с одинаковым экономич. потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя (т.н. «горизонтальная справедливость»), и, наоборот, налогоплательщики с разным экономич. потенциалом - разное налоговое бремя (т.н. «вертикальная справедливость»). Осн. проблемы, возникающие в рамках принципа вознаграждения результатов, связаны с вопросами охвата экономич. потенциала индивидуумов и с необходимостью учета различности их потенциалов. Вопросом о том, каким образом учитывать различность уровня экономич. потенциала, в финанс. науке занимается т.н. «теория пожертвований», исходный пункт к-рой - требование равенства пожертвований налогоплательщика. Уплата налога для отд. налогоплательщиков должна означать равный ущерб, наносимый благосостоянию каждого, и этот ущерб опять-таки непосредственно увязывается с доходом плательщика. При допущении идентичности доходов это означает, что налогоплательщики с одинаковым доходом несут одинаковое налоговое бремя. В случае, когда доходы неодинаковые (разный экономич. потенциал), принцип равенства пожертвований может быть интерпретирован по-разному: как равное абсолютное пожертвование [т.е. потеря общей экономич. эффективности (полезности) дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков абсолютно одинакова, не зависит от величины их доходов]; как равное относительное пожертвование [т.е. потеря общей экономич. эффективности дохода для всех налогоплательщиков занимает в общей сумме дохода одинаковый уд. вес (в процентах), или, др. словами, при абс. росте суммы пожертвований налогоплательщика в пользу гос-ва величина налогового бремени остается неизменной]; как равное маржинальное пожертвование [т.е. равенство предельной полезности дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков, или, др. словами, посредством перераспределения налогового бремени нельзя уменьшить общую потерю дохода налогоплательщиком]. Это положение следует интерпретировать в большей степени как «эффективное регулирование» с т.з. «минимизации общего объема пожертвований» и в меньшей степени как «справедливое регулирование». В принципе это означает выравнивание дохода налогоплательщиков исходя из заданных совокупных налоговых поступлений. Несмотря на разнообразие и большое кол-во взимаемых государством налогов, принципы построения налоговой системы, к-рые органично вытекают из самой социально-экономич. природы налогов, остаются неизменными. Эти принципы интернациональны и не зависят от формы гос. устройства. Взимание налогов в любом roc-ве регламентируется спец. законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономич. политики гос-ва. (См. также Налоговая система Российской Федерации.)



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Принципы налогообложения