в соответствии с указом Императора Александра II в 1860 на основе реорганизации Государственного коммерческого банка был учрежден Государственный банк (Г.б.) и утвержден его устав. Являясь структурным подразделением Министерства финансов, государственный банк был банком государственно-правительственным. Первоначальный капитал составил: 15 млн р. -основной и 3 млн р. - резервный. Государственный банк был важнейшим звеном государственного хозяйства, органом проведения экономии, политики проавительства. Согласно уставу он являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленностисти государственный банк осуществлял через сеть контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 в его состав входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, банковские операции проводились в 793 казначействах (последние были подчинены через казенные палаты Департаменту государственного казначейства, но их банковскими операциями руководил государственный банк). В деятельности государственного банка выделяют два периода: с момента учреждения до 1894 (когда был утвержден второй устав) и с этого времени до 1917. Согласно уставу 1860 государственный банк создавался для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Но вначале он был просто вспомогательным учреждением Министерства финансов: обслуживал казну и выполнял некоторые функции по регулированию денежного обращения. Объем коммерческих операций по сравнению с общим объемом операций банка был незначителен. На кредитование торгово-промышленного оборота государственный банк направлял от 28% (1866-75), до 53% (1875-80) и 63% (до середины 1890-х гг.) своих коммерческих ресурсов. Основная часть ресурсов банка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны, операций по ликвидации дореформенных государственных банков. Кроме того, государственный банк выполнял функции, относившиеся к ведению аппарата Министерства финансов, - проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Дворянский и Крестьянский банки. В качестве органа экономии, политики правительства государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита. Вклады в дореформенные государственные банки (в 1859 они составили более 967,1 млн р.) были объявлены государственным долгом. Операции по ликвидации счетов этих банков были возложены на государственный банк. Согласно уставу банк должен был производить: выплату процентов и возврат капитала по вкладам, оставшимся после свободного обмена вкладных билетов на 5%-ные банковские билеты; выплату процентов по купонам 5%-ных банковских билетов и капитала по билетам, предназначенных к погашению. Все ликвидационные операции должны были производиться за счёт Государственного казначейства, но отсутствие в казне необходимых средств вынуждало Государственный банк проводить эти операции в т.ч., и за счёт своей коммерческой прибыли. Обороты ликвидации стали давать излишек поступлений только с 1872 г. В 1887 особый счёт ликвидации бывших государственных банков был упразднён. Поступления по ссудам и прибыли Государственного банка по этой операции стали направляться на текущие нужды казны. В 1861 г. Государственный банк был привлечён к участию в выкупной операции. Ему был поручен выпуск выкупных свидетельств и 5% банковский билетов. С 1865 г. На него был возложен контроль за поступление выкупных платежей в казначейства, а также составление годовых отчётов по выкупной операции. К 1 января 1885 г. Государственный банк выдал 85 тысяч 333 выкупные ссуды на 892,1 миллиона рублей.
Большую часть своих средств в 1860-1870 годах Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он продолжал выдавать государственному казначейству краткосрочные и долгосрочные ссуды «на текущие нужды» (авансы железным дорогам; расходы по иностранным вексельным операциям, выплату лажа при приобретении золота и серебра; выдачу землевладельцам по выкупной операции наличных денег вместо 5% билетов; огромные суммы на Русско-Турецкую войну). В результате к 1879 году долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 миллионов рублей. После назначения в 1881 г. На пост министра финансов Н.Эх. Бунге, который ввёл в практику заключение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов, выдачи таких ссуд были прекращены. Свой долг Государственный банк Казначейство начало погашать с 1881 года. Император Александр III Указом от 1 января 1881 года объявил о прекращении выпуска кредитных билетов и о сокращении их количества в обращении. Предполагалось в течении 8 лет изъять из обращения кредитных билетов на 400 миллионов рублей (Тоесть изымать по 50 миллионов рублей в год). Министерство финансов полагало что это позволит повысить покупательную способность рубля и его курс, а затем восстановит размен кредитных билетов на звонкую монету. В 1882 году разразился экономический кризис который продолжался почти 5 лет. В результате за 1881 – 1886 год вместо 300 миллионов рублей с баланса Государственного банка было списано всего 87 миллионов рублей. Затраты Государственного банка за счёт казны впервые сравнялись с суммами казны, вложенными в него, только в 1896. Полная ликвидация государственного долга произошла в 1901 году на основании Указа Императора Николая II от 28 апреля 1900 года, которым было предписано Государственному Казначейству погасить остаток его долга Государственному банку за кредитные билеты в размере 50 миллионов рублей.
Из-за начального несоответствия характера пассива и актива Государственный банк, а также незначительности уставного капитала развитие коммерческих операций Государственного банка напрямую зависело от расширения вкладной операции. На первом этапе своей деятельности Государственный банк интенсивно принимал вклады, платя по ним 4.5 % годовых. При этом ресурсы банка в значительной степени увеличивались за счёт денежных средств провинции, которые стягивались в центр через сеть контор и отделений Государственного банка. В течении первых 20 лет Государственный банк привлёк средств на сумму свыше 2х миллиардов рублей. Из коммерческих операций наибольшее развитие в 1860 – 1880 годах получили учёт векселей, покупка и продажа процентных бумаг, и ссуда под процентные бумаги. Кредитование торгово-промышленного оборота происходила в основном посредством учёта векселей и выдачи ссуд, обеспеченных векселями. Большая часть ссуд выданных под процентные бумаги, также как и суммы, вложенные в собстенные процентные бумаги, по сути представляли собой финансирование казны. Объем подтоварных ссуд был крайне незначительным. В среднем в 1860-е гг. государственный банк выдавал подтоварных ссуд на 3,7 млн р. в год. Это составляло 10,8% суммы учета векселей и выдачи ссуд под векселя. С 1885 по 1894 г. объем подтоварных ссуд в среднем составлял 6,2 млн р. в год (соответственно 6,6% кредитования под векселя). До середины 70-х гг. объем операций по учету векселей и по специальным текущим счетам, обеспеченным векселями, колебался в пределах 30-50 млн р. С середины 70-х гг. до середины 80-х гг. объем этих операций увеличился вдвое и составлял в среднем 100 млн р. в год. В 1890 он достиг 152,5 млн р. Низкий уровень развития капитализма в России был причиной постоянного страха правительства перед всякого рода «хозяйственными потрясениями» (массовыми и крупными единичными банкротствами, биржевыми крахами и кризисами). В целях их предотвращения 31 мая 1872 был принят закон «Об учреждении частных кредитных установлений», который запрещал создание новых акционерных банков в столицах и тех городах, где имелся хотя бы один из банков подобного типа. В 1877 министр финансов граф М.Х. Рейтерн предложил использовать государственные средства для борьбы с биржевой спекуляцией, регулирования курса рубля и ценных бумаг. Таким образом, одним из направлений правительств, политики стало «искусственное сдерживание свободной конкуренции». На этой основе возникла практика поддержки правительствомвом «солидных» предприятий и банков, в т.ч. за счет выдачи из государственного банка неуставных ссуд. Неуставные ссуды предоставлялись в секретном порядке и в каждом случае по «особому соизволению» Императора. К неуставным операциям относились также инвестиции государственного банка в облигации и акции частных предприятий. Наряду со средствами казны неуставные ссуды направлялись на развитие некоторых отраслей машиностроения и металлургии, на поддержку учредителей железнодорожных обществ, а во время кризисов - крупным предприятиям и банкам. Это, как правило, были долгосрочные ссуды, предоставлявшиеся из низкого процента под залог недвижимости или не котировавшихся на бирже акций. На 2-м этапе деятельности (после 1894), в годы промышленных и финансовых кризисов, государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков создавал биржевые синдикаты и банковские консорциумы. Так, во время кризиса 1899-1903 действовал биржевой синдикат для поддержки курсов российских ценных бумаг. В кризисный 1906 начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков. С середины 1870-х гг. в рамках борьбы пр-ва с кризисами и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения государственный банк начал проводить операции по спасению пошатнувшихся и обанкротившихся банков. Банковский кризис середины 1870-х - начала 1880-х гг. не нанес ощутимого удара по банковской системе России: основные столичные и провинциальные коммерческие банки были спасены. Из возникших в течение 1863-73 39 коммерч. банков обанкротились и самоликвидировались 10 (8 провинциальных и 2 московских) незначительных банков. В середине 1880-х гг. государственный банк занимался поддержкой и спасением обществ взаимного кредита. Их долг государственному банку в 1887 достиг 6,2 млн р. Городские общественные банки Г.б. поддерживал в меньшей степени. В результате в 1880-х гг. ликвидировались 39 банков малых городов. Городские общественные банки больших городов были спасены [так, например, убытки Орловского городского банка составили 3 млн р.; государственный банк открыл ему кредит на 700 тыс. р., затем выдал ссуду в 300 тыс. р., а потом предоставил городскому управлению чрезвычайную ссуду в 2 млн р. При спасении Воронежского банка городскому управлению была выдана ссуда в 800 тыс. р. сроком на 5 лет. Впоследствии она неоднократно пролонгировалась и в результате стала самой долгосрочной из неуставных ссуд государственного банка]. Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX - начале XX в. В это время на посту министра финансов находился крупнейший государственный деятель России рубежа XIX-XX вв. граф СЮ. Витте. Сущность либерально-консервативной экономической политики возглавляемого им министерства заключалась в том, чтобы модернизировать экономику, не производя в ней глубоких структурных изменений. Сводилась эта политика в значительной мере к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения экспорта. Методом ее проведения было традиционное для России активное вмешательство государства в экономику. Главное внимание С.Ю. Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железно-дорожного транспорта. А начал он свою деятельность на этом посту с реформы государственного банка - важнейшего звена огромного государственного хозяйства, на которое опиралось правительство при проведении экономической политики. Со времени принятия первого устава государственного банка прошло более 30 лет, изменения и дополнения, которые вносились в устав, не затрагивали основных его положений. Одно из них, в части., заключалось в том, что государственный банк имел право учитывать векселя, только если они были основаны на торговых сделках, а ссуды выдавались под товары, залог ценных бумаг, золота и серебра. Разрешение в 1883 государственного банка выдавать ссуды землевладельцам под соло-векселя было исключением из этого общего правила. По сути это был ипотечный кредит. Под залоговые свидетельства на имения помещикам открывался в государственном банке кредит для увеличения их оборотных капиталов на наем рабочих, покупку скота, приобретение сельскохозяйственных машин и орудий, удобрений, семян и т.п. Промышленные ссуды государственного банка в соответствии с уставом 1860 не выдавал. Для того времени это было вполне оправданным, поскольку данный вид кредита считался наименее обеспеченным. Но главная причина заключалась в том, что на 1-м этапе деятельности государственного банка правительство ставило перед ним другие задачи. Основным направлением деятельности государственного банка после принятия нового устава должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности промышленности сельскохозяйственной. Основной капитал государственного банка увеличивался до 50 млн р., а запасной - до 5 млн р. Для содействия развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства учетная операция была распространена на векселя, «выданные для торгово-промышленных целей». Срок предоставляемых кредитов был увеличен вдвое - до 12 мес. Расширена была и ссудная операция. По сравнению с уставом 1860 увеличился срок, на который предоставлялись ссуды под товары (до 9 мес.) и под металлы (до 15 мес). Отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которые уставом 1860 ограничивались размером собственного капитала банка. С 6 до 9 месяцев увеличился и срок ссуд под заклад ценных бумаг. Основной особенностью нового устава стало предоставление государственным банком права «открывать кредиты и выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные: залогом недвижимого имущества; залогом сельскохозяйственного или фабрично-заводского инвентаря (машин и орудий производства); поручительством и другими благонадежными обеспечениями по ближайшему указанию министра финансов». Эти кредиты и ссуды предоставлялись при условии четко сформулированных целей, указываемых самим заемщиком, только для «снабжения оборотными капиталами и необходимым инвентарем сельского хозяйства, промышленных предприятий, ремесленников, кустарей и мелких торговцев». Ссуда одному промышленному предприятию не должна была превышать 500 тыс. р., а мелкому торговцу - 600 р. Если обеспечением соло-векселей было недвижимое имущество, заемщикам мог быть открыт кредит на их сумму. Кредит открывался на основаниях специального текущего счета (срок его не должен был превышать 12 мес, но затем кредит мог быть возобновлен на такой же срок с заменой старых соло-векселей на новые). Ссуды на приобретение инвентаря не могли выдаваться на срок более трех лет. Со значительными оговорками, но восстанавливалось фактически давно прекращенное открытие кредитов земствам и городам. Государственный банк «в пределах свободных средств, за покрытием торгово-промышленных потребностей» мог открывать эти кредиты «для снабжения земств и городов оборотными средствами на условиях и в размерах, определяемых в каждом отдельном случае по взаимному соглашению министров финансов и внутренних дел». Для организации мелкого сельскохозяйственного, промышленного и товарного кредита предусматривалось производство операций через посредников. Посредникам (земства, частные банки, общества взаимного кредита, ссудосберегательные товарищества и другие учреждения мелкого кредита, а также артели, имевшие утвержденные правительством уставы) выдавались ссуды на пополнение оборотных средств и на приобретение инвентаря мелкими землевладельцами и арендаторами, крестьянами, кустарями и ремесленниками, а также ссуды под заклад предметов мелкого производства. Кроме того, с целью поддержания мелкого бизнеса предусматривалась выдача всем клиентам ссуд под находившиеся в пути или предназначенные к перевозке товары. Для пореформенной России характерным было развитие капитализма «вширь». Поэтому предполагалось распространить деятельность государственного банка на те местности, где отсутствовали банковские учреждения, но была потребность в них. Новый устав предполагал открытие там агентств государственного банка. Агентства должны были исполнять поручения местных учреждений государственного банка по выдаче и приему денег не свыше определенной суммы, собирать необходимые для руководства государственного банка сведения о местных экономических условиях и кредитоспособности заемщиков, наблюдать за целевым использованием ссуд, следить за сохранностью закладов и залогов. С учреждением по всей стране сети агентств возникла проблема управления ими. Подчинить их, так же как конторы и отделения, напрямую центральному правлению было невозможно. В связи с этим в уставе государственного банка появились пункты о так называемой окружной системе. Статус окружных органов придавался конторам государственного банка. Им должны были подчиняться распределенные по округам отделения, а агентства подчинялись или отделениям, или напрямую конторам. Одновременно предусматривалось привлечение местных казначейств к производству простейших банковских операций, поскольку казначейства были в большинстве пунктов, имевших сколько-нибудь крупное торгово-промышленное значение. По новому уставу государственный банк был непосредственно подчинен министру финансов, которому принадлежало высшее руководство деятельностью банка. По его указанию проводились операции с золотом и процентными бумагами, а также особые операции за счет разных ведомств и учреждений. Кроме того, на его утверждение представлялись дела, окончательное решение по которым выходило за пределы компетенции Совета государственного банка. Банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и наравне с другими департаментами Министерства финансов поставлен под надзор Государственного контроля. Ревизии Государственного контроля подлежали расходы государственного банка и его операции за счет казны. Государственный контролер должен был представлять свое заключение по годовому отчету государственного банка перед тем, как министр финансов представлял его в Государственный совет. Кроме того, на Государственный контроль возлагалось освидетельствование денежных касс государственного банка и хранящихся в кассах и кладовых ценностей. Таким образом, государственный банк из департамента Министерства финансов, работавшего как бы «на особых основаниях», превратился в рядовой департамент Министерства финансов, но со специфическими функциями. Общее управление государственным банком возлагалось на Совет (заменивший Правление) и Управляющего банком. Состав Совета банка значительно расширился. В него входили: директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного контроля, товарищи Управляющего банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой государственного банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один - от купечества. Председателем Совета государственного банка был его Управляющий. Представители правительственных ведомств пользовались в Совете совещательным голосом и могли в случае несогласия с большинством Совета представлять свои особые мнения. При Совете государственного банка под руководством его Управляющего находились: отдел кредитных билетов, юрисконсульт, судебный отдел, отдел местных учреждений, центральная бухгалтерия, инспекция и канцелярия и управление государственными сберегательными кассами. Вопросы государственного банка, состоявшие в ведении Совета, подразделялись на два вида: требовавшие утверждения министра финансов и решаемые властью Совета. К вопросам, представляемым на утверждение министра, относились: изменение или дополнение устава, рассмотрение и изменение правил операций и порядок делопроизводства, счетоводства и отчетности учреждений банка, обсуждение сметы расходов, рассмотрение годового отчета, строительство и приобретение помещений для контор банка и его служащих, открытие и закрытие местных учреждений, определение числа директоров в конторах (кроме Санкт-Петербургской), избрание членов учетно-ссудных комитетов, допущение к учету векселей на срок свыше 6 мес, определение размера процентов по коммерческим операциям и условий по вкладам, рассрочка и отсрочка долгов по неопротестованным векселям на любую сумму, списание со счетов безнадежных и неправильно числящихся долгов на суммы, превышающие назначенные министром финансов пределы, разрешение ссуд под инвентарь иностранного производства и прием в заклад иностранных товаров, открытие бланковых кредитов. Был расширен круг вопросов, подлежавших «окончательному разрешению Совета». К ним относились: определение круга операций местных учреждений и числа членов учетно-ссудных комитетов, разрешение разногласий правлений контор с учетно-ссудными комитетами, разрешение досрочного взыскания ссуд под соло-векселя с обеспечением, утверждение росписи товаров, под которые выдаются ссуды из Банка, и списка предприятийтий, товарные документы которых принимаются в обеспечение по ссудам, разрешение отсрочки принудительные продажи заложенных товаров, указание негарантированных правительством ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по ссудам, установление оценок ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по ссудам, утверждение формы отчетов посредников по выдаче ссуд, разрешение местным учреждениям Банка на производство комиссионных операций и определение размера платы за их исполнение, определение порядка хозяйств, заведования оставшимся за государственным банковским имуществом до его продажи. Исполнительная и отчасти распорядительная власть в государственном банке принадлежала его Управляющему. По сравнению с уставом 1860 его полномочия по отношению к Совету банка расширились. В обязанности Управляющего государственного банка входило общее руководство операциями и общее наблюдение за правильностью делопроизводства, исполнением Устава и Наказа государственного банка, обеспечение сохранности всех его касс и ценностей; сношения и переписка от имени банка; распоряжения, касающиеся личного состава служащих; назначение ревизий и служебных командировок; распоряжение расходами с правом передвижения кредитов в пределах годовой сметы государственного банка; составление и представление годовой сметы и отчета; заведование по указанию министра финансов операциями, возлагаемыми на банк за счет казны, а также операциями с золотом и процентными бумагами, принадлежащими банку и сберегатнльным кассам; заведование по поручению министра финансов особыми операциями по займам, конверсиям и т.д. Новый устав государственного банка был утвержден Императором Александром III 6 июня 1894 и формально (поскольку после Октябрьской революции 1917 этот устав не был отменен) на основании этого устава государственный банк работал до ликвидации (январь 1920). Но фактически некоторые пункты применялись редко или вообще не были введены в действие (например, не была создана окружная система). Связано это было прежде всего с тем, что Устав 1894 вошел в противоречие с принципами построения денежной системы России, преобразование которой началось год спустя после принятия устава государственного банка. В 1895— 98 в России была проведена денежная реформа, в результате которой в стране был введен золотой монометаллизм. Государственный банк стал эмиссионным центром страны. Был установлен размен государственных кредитных билетов на золотую монету, и для обеспечения свободного размена выпуск кредитных билетов был ограничен очень жесткой нормой: до 600 млн р. золотое покрытие не должно было быть ниже 50%, а сверх этой суммы кредитные билеты должны были быть покрыты золотом полностью (поэтому государственный банк для сохранения постоянного эмиссионного резерва не подходил к эмиссионному лимиту). Жесткое контингентирование эмиссии, резко ограничившее товарооборот в средствах обращения и платежа, было характерной особенностью денежной системы России конца XIX - начала XX в. В достижении устойчивости рубля основная роль отводилась не товарному, а металлическому обеспечению денежных знаков, их размену на золото. Но в условиях того времени подобная система обеспечивала приток иностранного капитала, необходимый для индустриального развития страны. Для западных инвесторов именно золотой запас был убедительным гарантом сохранности их капиталов в экономически слаборазвитой России. Поэтому финансовая политика вплоть до 1-й мировой войны была ориентирована на сохранение золотой валюты как основы внешнего государственного кредита. Золотое покрытие банкнот государственного банка поддерживалось на очень высоком уровне. На протяжении 1898-1905 оно колебалось в пределах 110-144%. Только в кризисный 1906 оно снизилось до 71,8%. В дальнейшем вплоть до 1914 оно не опускалось ниже 93%, но в среднем было выше 100%. На последнем этапе денежной реформы в государственном банке была осуществлена реорганизация счетоводства. Изменились характер организации банка и его взаимоотношения с казной. Если раньше государственный банк формально не был эмиссионным банком, выпускал кредитные билеты от имени Казначейства и имел счет эмиссионной операции, отдельный от счета коммерческих операций, то теперь оба счета были слиты. Банк стал эмитировать кредитные билеты от своего имени, а в его разменный фонд было зачислено все золото, принадлежавшее ранее как самому государству, так и казне. Золото было переоценено в отношении 1 старый рубль = 1 р. 50 к. нового чекана. Прибыль от переоценки золота, принадлежавшего Казначейству, была обращена на погашение долга казны государственного банка за кредитные билеты. Главной задачей государственного банка после денежной реформы 1895-98 стало регулирование денежного обращения. В результате политика широкой поддержки торговли и промышленности за счет средств государственного банка не была реализована. Если на 1 января 1896 операции по учету и специальные текущие счета под векселя составляли 215,3 млн р., подтоварные ссуды были предоставлены на 48,6 млн р., а прочие ссуды - на 54,5 млн р., то на 1 янв. 1899 эти операции составили соответственно 169,8; 22,2 и 30,6 млн р. Наиболее характерной чертой 2-го этапа деятельности Г.б. стала трансформация его в центральный банк. Толчком к началу этого процесса послужили события кон. 1905 - нач. 1906. В этот период происходило усиленное востребование вкладов золотом и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Только из сберегат. касс за октябрь-декабрь 1905 было изъято 148,6 млн р. Несмотря на повышение только офицальной учетной ставки до 8%, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Неспособность акций коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов заставила государственный банк во избежание массовых банкротств расширить свои учетно-ссудные операции. Усиленный переучет государственным банком векселей частных банков, являвшийся в 1905-06 мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности банка. Государственный банк начал превращаться в «банк банков». Общая задолженность акционерных коммерческих банков государственному банку возросла с 37,3 на 1 янв. 1910 до 342,3 млн р. на 1 янв. 1912. В среднем кредитование акций коммерческих банков составляло 80% общего объема учетно-ссудных операций. Накануне 1-й мировой войны государственный банк стал одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 увеличился почти вдвое. Источником новых средств для его операций были выпуски кредитных билетов и средства казны. Вклады и текущие счета частных лиц и учреждений оставались на уровне 1903 и составляли в среднем 250 млн р. Эмиссия кредитных билетов в течение этих лет дала государственному банку 810,9, средства казны - 600 млн р. На покупку золота и иностр. валюты уходило 7/5 суммы эмиссии. Оставшуюся часть эмиссии и средства казны государственный банк направлял через посредство коммерческих банков на кредитование промышленности и торговли. Значительное развитие на 2-м этапе деятельности государственные банки получили операции с государственными ценными бумагами. Объем этих операций в несколько раз превышал собственный капитал государственного банка Министерство финансов и государственный банк активно воздействовали на фондовую биржу для поддержания курса государственных ценных бумаг и кредитного рубля. С конца 1890-х биржевая интервенция и значит, инвестиции в ценные бумаги стали использоваться также для противодействия падению курсов промышленных и банковских акций. Несмотря на интенсивное развитие промышленности в России, доминирующей отраслью экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Важнейшей активной статьей торгового и платежного балансов страны оставался экспорт хлеба. Поэтому с 1890-х гг. государственный банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. В 1910 государственном банке в рамках государственного регулирования хлебной кампании начинает строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. При участии государственного банка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, кустарей и крестьян. В 1904 в государственного банке было создано Управление по делам мелкого кредита, которое должно было контролировать деятельность учреждений этого типа и оказывать им в случае необходимости финансовую помощь. Во время 1-й мировой войны деятельность государственного банка была направлена в основном на финансирование войны за счет выпуска кредитных билетов. Формально это осуществлялось в виде учета краткосрочных обязательств Казначейства. Большая часть активов государственного банка к октябрю 1917 состояла из обязательств Казначейства и ссуд под процентные бумаги. Коммерческие ссуды были ничтожны. Золотой запас государственного банка уменьшился с 1604 (16 июля 1914) до 1101 млн р. (8 окт. 1917), сократился и заграничный золотой фонд. К 1916 в систему краткосрочного коммерческого кредита России кроме государственного банка входили: государственные сберегательные кассы; Санкт-Петербургская и Московская ссудные казны; 50 акционерных коммерческих банков с 619 конторами и отделениями, 34 комиссионерствами и комиссионерами; 79 агентствами и агентами и 50 городскими конторами, отделениями и комиссионерами; Центральный банк обществ взаимного кредита; 1193 общества взаимного кредита; 9 банков на особых основаниях; 23 акционерных ломбарда с 6 отделениями; 5 ссудных касс промышленников, 343 городских обществ, банка, 104 городских ломбарда и один сельский, 6 городских сберегат. касс, 6 сельских обществ, банков, а также банкирские дома и банкирские конторы. Кроме того, к системе краткосрочного коммерческого кредита относились так называемые учреждения мелкого кредита - ссудосберегательные товарищества, кредитные товарищества, сельские, волостные, станичные банки и кассы и т.п. (в общей сложности их насчитывалось более 20 тыс.). Вторым важнейшим звеном российской кредитной системы после государственных банков были акционерные коммерческие банки. Накануне Октябрьской революции в России действовал 51 акционерный коммерческий банк. Российские банки этого типа по концентрации капитала значительно превосходили банки развитых капиталистических стран. Наиболее крупные банки -Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-промышленный и Русский для внешней торговли - входили в группу петербургских банков (т.н. «пятерку»). Им принадлежала почти половина капиталов и активов всех российских акционерных банков. Акционерные коммерческие банки в России в большинстве случаев принадлежали к типу смешанных (универсальных) банков, сочетавших в себе функции как депозитных, так и деловых банков. Исключение составляли банки Волжско-Камский, Русский торгово-промышленный и Московский купеческий, которые по происхождению своих ресурсов и характеру активных операций являлись депозитными банками. В начале 1914 в России было 47 акционерных коммерческих банков, 13 из них имели правления в Санкт-Петербурге, 8 - в Москве, 6 - в Варшаве, остальные - еще в 13 городах. В сумме эти банки имели 778 отделений (из них 34 за границей). Общие капиталы акционерных банков составляли 845,6 млн р., вклады и средства на текущих счетах - 2575,7 млн р., в учетно-ссудные операции было вложено 3188,3 млн р., а сводный баланс этих банков составлял 6233 млн р. В это время баланс государственного банка составлял 4624, его учетно-ссудные операции - 1071,4, вклады - всего 277,1, а сумма основного и запасного капитала в соответствии с уставом была равна 55 млн р. Накануне 1-й мировой войны фактически два десятка крупных акционерных коммерческих банков со своими отделениями создали единую кредитно-расчетную систему и обеспечили функционирование российской экономики. Во время войны ресурсы акционерных коммерческих банков увеличились. Значительно возросла их роль в экономической жизни страны. Вокруг столичных акционерных банков стали образовываться огромные банковско-промышленные конгломераты. Параллельно с акционерными банками развивался еще один тип банков - общества взаимного кредита. Они были ориентированы на обслуживание средних и мелких торговцев и промышленников. В отличие от капиталов акционерных коммерческих банков капиталы обществ взаимного кредита состояли из вступительных, взносов их членов. Разрешалось быть членом только одного такого банка. Кредиты предоставлялись только пайщикам, а размер кредита зависел от взноса. В остальном этот тип банков мало отличался от акционерных коммерческих банков. Общества взаимного кредита, находившиеся в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, были очень крупными банками, остальные в основном были небольшими провинциальными банками. В нач. 1914 их насчитывалось 1108. Членами этих обществ состояли 634 тыс. человек. Собственный капитал обществ составлял 150,5, вклады - 595, учетно-ссудные операции достигали 843,9 млн р. Общества взаимного кредита были созданы почти по всей стране, но наибольшее их количество приходилось на Донскую и Кубанскую области - важнейшие экспортеры хлеба, а также на губернии юго-западного аграрно-промышленного региона. Еще одним типом банков, обслуживавших средних и мелких предпринимателей, были городские общественные, банки. Они учреждались при городских думах и находились под их контролем. Их капитал формировался из общественных средств, пожертвований и взносов частных лиц. Сохранность вкладов в этих банках гарантировалась г