Спрос

(англ. demand) - одна из важнейших категорий рыночной экономики, выражающая платежеспособную потребность в благах (товарах, услугах), представленных на рынке, т.е. количество товаров и услуг, которые потребители согласны купить по определенным ценам в определенный период времени. На рынке действует закон спроса - чем выше цена, тем меньшее количество благ согласны приобрести потребители, и наоборот. Графически в координатах цена - количество благ (цена откладывается по вертикали) кривая спроса имеет поэтому отрицательную наклонность Помимо цены, спрос зависит от так называемых неценовых детерминант: потребительских вкусов или предпочтений, числа покупателей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары, потребительских ожиданий относительно будущих цен и доходов. Изменение спроса приводит к сдвигу кривой спроса вправо или влево, соответственно увеличивая или уменьшая спрос в целом по каждой из возможных цен. Большой вклад в теорию спроса внес (1913) российский экономист и эконометрик Е.Е. Слуцкий (1880-1948), проанализировавший, в частности, реакцию потребителя на изменение цен и разделивший эту реакцию на эффект дохода (income effect) и эффект замещения (substitution effect). В экономической теории уравнение Слуцкого (Slutsky equation) записывается так: Эффект цены = Эффект дохода + Эффект замещения. Для маркетинговых исследований фирмы или для социально-экономических прогнозов поведения покупателей важное значение имеет эластичность спроса на тот или иной товар, выражающая степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены - степень чувствительности потребителей к изменениям цены (см. Эластичность спроса и предложения.) В экономических исследованиях спроса анализируют во взаимодействии с предложением. Различают спрос индивидуальный, рыночный на отдельные блага, а также спрос совокупный как агрегированный спрос в рамках страны в целом. Объем и структура спроса зависят от совокупности экономических, социально-политических, демографических, культурно-исторических, природно-климатических факторов.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Спрос