(англ. conglomerate) - группа компаний, объединенных в единую организацию с диверсифицированными интересами. Входящие в К. предприятия не обязательно связаны производственно-технологич. кооперацией или принадлежностью к той или иной отрасли. К. часто выступают в форме холдинговых компаний. Многообразие сфер деятельности может достигаться диверсификацией крупной компании ради получения таких преимуществ, как устойчивость положения на рынке (когда, напр., временная убыточность одного произ-ва компенсируется прибыльностью других). Мотивом образования К. наряду со снижением финанс. риска (обычной целью диверсификации производства) является стремление компаний к повышению прибыли и богатства. Приобретая др. компании, К. концентрирует ряд функций, напр., такие как маркетинговая деятельность, сбыт товаров, что повышает эффективность производства. Нередко компании приобретают малоэффективные предприятия с целью превратить их в эффективные. Наиболее распространенной формой образования К. является практика слияний и поглощений (М&А). К. отличаются высокой степенью децентрализации стратегического управления, в то же время входящие в них компании пользуются самостоятельностью в принятии решений по текущему управлению произ-вом. Слияния и поглощения, ведущие к образованию К., подразделяют обычно на две категории: расширяющие объем производства и расширяющие рынок. Мнения о последствиях распространения в рыночной экономике К. расходятся: одни авторы полагают, что этот процесс «умерщвляет» конкуренцию (поэтому во многих странах образование К. ограничивается антимонопольным законодательством), другие - что он способствует появлению новых форм конкуренции. Интерес к акциям К. на финансовых рынках, по многолетним наблюдениям, носит неустойчивый характер. (См. Финансово-промышленные группы.)