в налоговой системе стран с развитой рыночной экономикой используются прямые налоги: на доходы (прибыль) юридич. лиц; на доходы физич. лиц (личный подоходный налог); налоги на доходы от капитала в виде процентов; налоги на собственность (имущество); косвенные налоги: акцизы, НДС, налоги с продаж, таможенные пошлины, налоги на сделки. Взносы в фонды соц. страхования, целевые налоги поступают либо в бюджетную систему (США), либо в автономные фонды соц. страхования (Национальный страховой фонд в Великобритании, Фонд социального страхования в ФРГ). Налоги и взносы в фонды соц. страхования составляют подавляющую долю гос. доходов (напр., в Великобритании 98%). В ряде гос-в упор сделан на прямые налоги (США), в др. - на косвенные (Франция), в третьих прямые и косвенные налоги примерно сбалансированы (Великобритания, ФРГ). В периоды высокой инфляции во всех странах наблюдается тенденция к росту доли прямых налогов, темпы роста к-рых опережают темпы роста ВВП. Поскольку косвенные налоги отстают от темпов роста ВВП, государство вынуждено увеличивать ставки, в первую очередь акцизов, в соответствии с динамикой инфляции. Налоговые системы федеративных государств включают в себя федеральные, региональные и местные налоги, унитарных государств - налоги центрального правительства и местные налоги (см. таблицу). Соотношение налогов в ряде развитых стран Налог на Взносы в Налоги Нало- доходы фонды на Др. налоги Страна ги -всего физич. лиц юридич. лиц соц. страхования товары и услуги % к ВВП США 28,5 10,7 2,7 6,7 4,9 3,4 Канада 36,8 13,9 3,3 5,9 9,2 4,6 Велико- британия 36,0 9,3 3,8 6,0 12,7 4,2 Франция 45,7 6,4 1,7 18,1 12,5 6,9 Германия 38,1 9,4 1,4 14,5 10,6 2,1 Италия 43,2 10,8 4,0 13,2 11,2 4,0 Япония 28,4 5,7 4,7 9,3 4,4 4,3 % к налоговым поступлениям США 100 37,6 9,6 23,5 17,2 12,1 Канада 100 37,7 8,9 16,0 24,9 12,5 Велико- британия 100 25,9 10,5 16.8 35.2 11,6 Франция 100 14,1 3,8 39.6 27.3 15,2 Германия 100 24,7 3,8 38.1 27,9 5,5 Италия 100 25,1 9.2 30,5 25,9 9,3 Япония 100 20,2 16,4 32,8 15,4 15,2 Функции налогов выходят далеко за рамки обеспечения содержания органов гос. власти. Налоговая система образует составной элемент хозяйственного механизма, служит одним из регуляторов экономич. развития. Так, в соответствии с законодательством, на налоговую систему США возлагаются задачи поддержания конкурентной среды, защиты интересов среднего класса и справедливого распределения нац. дохода для абсолютного большинства американцев, стимулирования развития малого и среднего бизнеса; Великобритании - поощрения занятости, содействия накоплениям и долгосрочным инвестициям. Осн. показатель экономии, роли налогов, а также налогового бремени на макроуровне - доля совокупных налоговых поступлений в ВНП (ВВП). После 2-й мировой войны повсеместно проводились налоговые реформы, к-рые, независимо от провозглашаемых целей, сопровождались его увеличением. Налоговые доходы центрального и местных бюджетов с 1950 по 1970 гг. возросли в США в 3,5 раза, во Франции - более чем в 6 раз, в ФРГ - в 8 раз. Этот период характеризовался высокими темпами экономич. роста и стремительным наращиванием гос. расходов. Переход к неоконсервативной концепции экономич. регулирования способствовал ограничению роли бюджета как инструмента перераспределения нац. дохода, следствием чего стало замедление темпов роста налоговых поступлений. В начале 80-х гг. развитые страны достигли верхних пределов налогообложения. Наращивание налогового бремени стало либо невозможным с социально-политич. точки зрения, либо неэффективным из-за роста масштабов теневой экономики. Необходимость повышения эффективности систем налогообложения, наряду с уменьшением возможностей финансирования гос. расходов, обусловли-ва- лась также обострением экологич. проблем. Основная цель налоговых реформ, проводившихся начиная с 80-х гг. в развитых странах, - стимулирование экономич. роста, создание благоприятного налогового климата для предпринимат. деятельности, увеличение потребительского спроса, сбережений населения, а также производственных и научно-технических инвестиций. Кроме того, предполагалось упростить налоговую структуру, увеличить поступления в бюджет, установить более справедливые принципы налогообложения, уменьшить возможности уклонения от уплаты налогов. Налоговые реформы касались всех основных налогов и осуществлялись в отд. странах, как правило, поэтапно. Осн. тенденции в развитии налоговых систем: либерализация системы прямого налогообложения [во всех странах-членах ОЭСР снижались ставки налогов на доходы физич. и юридич. лиц, одновременно расширялась база обложения по налогу на прибыль и подоходному налогу путем уменьшения числа льгот и исключений при одновременном снижении ставок. Наряду с этим осуществлялось стимулирование отд. приоритетных отраслей экономики; спец. льготы предоставлялись фирмам, осуществлявшим переобучение персонала, вновь организованным предприятиям в «депрессивных» регионах]; возрастание фискальной роли налогов на потребление [эти налоги по сравнению с прямыми оказывают менее негативное влияние на стимулы к труду и предпринимат. активности, от них труднее уклониться. Компенсация потерь налоговых поступлений из-за снижения ставок прямых налогов осуществлялась, прежде всего, за счет НДС, как наиболее эффективного метода мобилизации доходов]; усиление экологической направленности налоговой системы [это нашло выражение, во-первых, во введении экологических налогов, основная цель к-рых -стимулирование профилактических мер по охране окружающей среды, а также обеспечение устранения нанесенного ущерба по принципу «платит загрязнитель». Ряд налогов, напр., на источники энергии и бензин, первоначально были введены преимущественно в фискальных целях, но затем были приспособлены к новым требованиям и приобрели экологич. направленность. Наконец, экологич. функции придавались обычным налогам, напр., акцизам. Так, установление диф-ференцир. ставок акцизов на автомобильное топливо способствовало быстрому росту рыночной доли неэтилированного бензина. В ряде стран существуют налоги на выброс в атмосферу углекислого газа и др. вредных веществ, на бытовые и промышленные отходы, а также на отд. продукты, к-рые могут способствовать ухудшению экологич. обстановки, - автомобильные покрышки, полиэтиленовая упаковка]; реформирование системы таможенного регулирования [постоянное снижение таможенных тарифов сопровождалось одноврем. возрастанием значения нетарифных барьеров - квотирование, лицензирование, введение др. налогов с протекционистскими целями, напр., акцизов]; возрастание роли налогов в междунар. экономич. отношениях [в процессе экономич. интеграции в рамках ЕС усилилось значение мер по гармонизации и унификации налогообложения в целях постепенного сближения налоговых систем при сохранении между ними определ. различий, к-рые не влияют на условия конкуренции. Наибольшие успехи были достигнуты в сфере косвенного обложения, прежде всего НДС. Взимание НДС по единой системе имеет большое значение при определении суммы отчислений от НДС странами в совместный бюджет ЕС. Тем не менее, пока сохраняются значит, различия в условиях налогообложения. При этом постепенная отмена разл. форм контроля за движением капиталов привела к тому, что именно условия налогообложения стали определять место расположения главного офиса компании. Новое явление в развитии налоговых систем стран-членов ОЭСР - «налоговая конкуренция», т.е. создание в той или иной стране протекционистских налоговых режимов для привлечения иностранного капитала. С середины 90-х гг. она стала оказывать негативное воздействие на распределение налогового бремени и занятость, кроме того, она неизбежно приводит к уклонению от уплаты налогов (англ. tax evasion)]; усиление борьбы с уклонением от уплаты налогов [в 80-90-е гг. фискальные ведомства ряда стран были реорганизованы и наделены полномочиями правоох- ранительных органов, что позволило раскрыть многие финансовые правонарушения. Противодействие уклонению от уплаты налогов, отмыванию «грязных денег» осуществляется и на базе международных соглашений. В конце 90-х гг. значительно активизировалась деятельность созданных странами «Большой семерки» «Международных сил по борьбе с финансовыми преступлениями»]. Конкретные особенности нац. налоговых систем обусловливаются историч., экономич., политич. и соц. факторами: государственным устройством и административными возможностями каждого уровня власти, степенью гос. вмешательства в экономику, характером экономич. политики. Эти факторы определяют соотношение прямых и косвенных налогов, распределение налогов между уровнями бюджетной системы, характер налоговых ставок, методы оценки налоговой базы, степень единообразия налогообложения для отд. видов доходов, сфер деятельности и групп налогоплательщиков, характер и цели налоговых льгот. Большое значение имеет господствующая экономическая концепция. Так, в США не осуществляется выравнивание уровня экономич. развития между отд. штатами. Налоговая система США отличается значительной децентрализацией. Каждый штат имеет свою налоговую систему, налоговые поступления не перераспределяются между отд. штатами. Действует принцип параллельности взимания налогов (при совпадающих правах на обложение налогами), в соответствии с к-рым наиболее крупные налоги могут взиматься на двух или трех бюджетных уровнях. Так, личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследства, акцизы на алкогольные напитки, табак, бензин взимаются на трех уровнях (федеральном, штатном, местном), налог на дарение - на двух (федеральном, штатном), поимущественный налог и налог с продаж - также на двух уровнях (штатном, местном). Таможенные пошлины взимаются только на одном уровне - федеральном. И штаты, и местные органы активно используют возможности параллельного взимания налогов (подоходный налог взимается в 46 штатах, налог на прибыль - более чем в 40 штатах). Экономическая политика ФРГ, являющейся «социально-ориентированным» государством, наоборот, ставит своей целью выравнивание общеэкономич. уровня, подтягивание более отсталых районов. В Германии нек-рые налоги в полном объеме поступают только в федеральный бюджет или в земельные либо местные бюджеты. Полностью зачисляются в федеральный бюджет акцизы на нефтепродукты, чай, кофе и др. товары (кроме акциза на пиво), таможенные пошлины, а также нек-рые менее значимые налоги; в бюджеты земель - акциз на пиво, поимущественный налог с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств; в бюджеты общин - поземельный и промысловый налоги. Наиболее крупные налоги являются общими (совместными). Подоходный налог с физич. лиц с 1980 делится между федерацией, землями и общинами в соотношении 42,5 : 42,5 : 15. Налоги на прибыль корпораций и на доходы от капитала также распределяются на пост, основе между федерацией и землями (50 : 50). Соотношение долей федерации и земель в НДС устанавливается на долговременной основе с учетом закрепленных в Конституции ФРГ принципов: равных прав федерации и земель, выравнивания уровня жизни на всей территории страны и др. Например, в 1993-94 гг. доля федерации составляла 65, земель -35%, а с 1995 доля земель увеличилась до 44% в связи с необходимостью финансирования новых земель. Наряду с распределением налоговых поступлений между бюджетами по вертикали, в ФРГ осуществляется их распределение по горизонтали. Основным инструментом горизонтального выравнивания, нацеленного прежде всего на сглаживание межрегиональных различий в уровне налогового потенциала, служит НДС: «сильные» в финансовом отношении земли передают часть причитающихся им НДС «слабым», в результате финансовые возможности всех земель выравниваются исходя из средних по стране показателей налоговых доходов на душу населения (примерно равный объем налоговых доходов на душу населения должен обеспечить каждому жителю сопоставимый уровень социальных и культурных благ).