(англ. tariff) - система ставок, по которым взимается плата за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые предприятиям, организациям и населению. Тариф устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги, оказываемые организациями связи, жилищно-коммунальными преддприятиями, службой быта, а также на электрическую и тепловую энергию. Тарифы могут быть внутренними и международными. Транспортные тарифы - ставки платы за услуги транспорта, взимаемые транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки воздушного, железнодорожного, автомобильного, морского, речного, городского электрического (метро, трамвай, троллейбус и др.) транспорта с учетом необходимости возмещения затрат транспортным предприятиям и получения прибыли. Транспортные тарифы делятся на регулируемые и свободные (рыночные). Тарифы на железнодорожные перевозки (кроме перевозок в пригородном сообщении) регулируются государством на федеральном уровне путем установления в прейскурантах предельных тарифов. Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки железнодорожным, автомобильным и речным транспортом в пригородном (местном) сообщении, на местных авиалиниях, на перевозки морским транспортом и в районах Крайнего Севера. Тарифы на воздушном и автомобильном транспорте (кроме местного сообщения) устанавливаются по договоренности сторон (договорные тарифы) с учетом предельной нормы прибыли. Свободные (рыночные) транспортные тарифы применяются на услуги железнодорожного транспорта более высокого, чем предусмотрено прейскурантами, качества (по срокам доставки, новым типам вагонов и др.). Грузовые тарифы на железнодорожном транспорте устанавливаются едиными для всей сети железных дорог, по кратчайшему, как правило, расстоянию между станциями отправления и назначения груза. Тарифные ставки дифференцируются по видам груза, расстояниям, скорости перевозки, размерам отправок (повагонные, контейнерные, мелкие) и т.д. Для ветвей, не включенных в общую сеть железных дорог, применяются местные тарифы. На водном транспорте установлены двухставочные грузовые тарифы, дифференцированные по бассейнам рек и морей. При установлении грузовых тарифов на морские и речные перевозки учитывают природно-климатические факторы, сроки навигации и специализацию флота. На морском транспорте тарифы применяются в основном при перевозке грузов между портами России; в корреспонденциях с зарубежными портами используется фрахт, т.е. единовременная цена, установленным соглашением. Фрахтовая ставка (транспортный тариф) включает два основных компонента: издержки по оказанию транспортных услуг и среднюю прибыль. Величина фрахтовых ставок устанавливается на определенный период в зависимости от вида фрахта, срока его действия, числа рейсов и определяется условиями рейсового чартера, особенно предусмотренных в нем нормами погрузки и выгрузки. Грузовые тарифы на воздушном транспорте зависят от расстояния перевозки и тарифного класса, на автомобильном - учитываются класс груза (в зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля грузы делятся на 4 класса и соответственно различается величина тарифа) и тарифные схемы (сдельные на перевозку грузов; на условиях платных автотонно-часов; за повременное пользование грузовыми автомобилями; за пользование грузовыми автомобилями из покилометрового расчета). Вопрос о выборе тарифной схемы решается на договорной основе. Пассажирские тарифы транспортные устанавливаются на перевозку людей и багажа для международных, внутренних, пригородных и городских линий. Международные пассажирские тарифы определяются соглашениями о международном пассажирском сообщении между различными странами. Внутренние междугородние и другие пассажирские тарифы железнодорожного, морского и речного транспорта дифференцированы в зависимости от скорости движения и комфортабельности мест. Пассажирские тарифы железнодорожного и автомобильного транспорта в основном единые по стране; тарифы воздушного транспорта делятся на два пояса: для линий в районах с железнодорожным сообщением и для районов, где нет железных дорог; водного транспорта-дифференцированы по группам пароходств и бассейнов. Во всех видах сообщений применяются различные формы льготных тарифов: круглогодичные для детей, абонементные пригородные и городские билеты, скидки с тарифа для определенных категорий населения в периодьы сезонного спада спроса на перевозки. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу государства. Тариф содержит: наименования и классификацию облагаемых товаров; ставки таможенных пошлин; способы их исчисления и уплаты; перечень беспошлинно пропускаемых изделий; перечень продукции, запрещенные к ввозу, вывозу или транзиту. Различают таможенные тарифы: автономные, конвенционные (договорные); автономно-конвенционные. Автономный тариф устанавливается производством страны в законодательном порядке без каких-либо соглашений с другими государствами. Для него характерны наивысшие ставки Конвенционный тариф определяется на основе межправительственных соглашений и не может изменяться в течение срока их действия без обоюдного согласия сторон Ставки по конвенционному тарифу обычно ниже, чем по автономному.