Налоговые поступления

(англ. tax yield) - суммы, фактически поступающие в доход определенного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. В общем случаеН.п. -функция двух осн. факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к увеличению гос. доходов от налогов только до определ. предела: пока не начнет сокращаться облагаемая база. По превышении этого предела рост налоговой ставки приведет не к увеличению Н.п., а к сокращению доходов бюджета (см. также Лэффера кривая). Н.п. -основной источник формирования доходной части бюджета. Так, напр., Н.п. в бюджет г. Москвы обеспечивали в годы переходного периода к рынку подавляющую часть доходов: 1995 - 85%, в 2000 - 93%; в Московском областном бюджете этот показатель составил соответственно 75 и 89%. Примерная структура основных Н.п. консолидированного бюджета и их распределение по уровням бюджетной системы, характерное для РФ 90-х годов (в %), приведены в таблице. Консолидирован- Распределение по Налоговые поступления ный бюджет РФ уровням Доля в ВВП Доля в итоге Федеральный Бюджеты субъек- бюджет тов РФ Всего: 25,5 100 49 51 В т.ч.: прямые налоги налог на прибыль 7,7 30,4 35 65 подоходный налог с физич. лиц 2,8 10,9 1 99 косвенные налоги налог на добавленную стоимость 5,9 23,9 64 36 акцизы 1,2 4,6 60 40 доходы от внешнеэкономич. деятельности 3,0 12,0 99 1 Н.п. - инструмент бюджетного регулирования. Так, часть Н.п., аккумулируемая в федеральном бюджете, перераспределяется между нижестоящими бюджетами -региональными (субъектов РФ) и местными. Н.п. от части федеральных налогов и одного регионального (налог на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Н.п. по налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соотв. бюджет, за к-рым они закреплены. Др. часть федеральных налогов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) являются регулирующими источниками. Н.п. по налогам используются для регулирования Н.п. в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от Н.п. по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый период (как правило, на год, но на практике могут утверждаться и на квартал). Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки (нормативы) отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь, представительный орган субъекта Федерации устанавливает ставки (нормативы) отчислений по регулирующим доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета. Начиная с 1998 введена новая схема формирования и распределения средств федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (см. Межбюджетные отношения): доходная часть этого фонда образуется в размере 14% суммы Н.п. федерального бюджета за исключением доходов от таможенных пошлин, сборов и др. платежей. В федеральном бюджете все регионы, нуждающиеся в поддержке, разделены на три группы: регионы Крайнего Севера; регионы, относящиеся к р-нам Крайнего Севера, имеющие такие р-ны или приравненные к ним; остальные субъекты РФ. Также ежегодно Федеральным законом «О федеральном бюджете» устанавливаются перечень налогов и проценты от Н.п. по ним, к-рые зачисляются в бюджеты субъектов Федерации.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налоговые поступления