Вэд

- совокупность различных форм и методов торгово-экономического и финансово-производственного взаимодействия субъектов различной государственной принадлежности на мировом рынке с целью использования преимуществ международного разделения труда для достижения более высокой эффективности функционирования участвующего субъекта и национального хозяйства в целом. Мировой (всемирный) рынок рассматривается как составная часть всемирного хоз-ва, представленная системой экспортно-импортных операций по обмену товарами и услугами между продавцами (поставщиками) и покупателями (заказчиками). В процессе развития совр. мирового рынка все более широко распространяются различные формы научно-технологич. обмена, торговля исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, растет доля товарооборота, обслуживающего устойчивый производственно-технологич. сектор, прежде всего сектор высоких технологий. В сфере ВЭД тесно переплетаются экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, наука и финансы. Развитие ВЭД приводит к повышению темпов роста нац. дохода, оптимизации макроэкономич. пропорций, ускорению технического прогресса, повышению эффективности инвестиций, решению соц. проблем. На уровне пр-тий развитие ВЭД открывает реальные возможности использования преимуществ междунар. производств, кооперации, выбора оптимального партнера с учетом эффективного разделения функций, эффективных способов решения таких важных производств, задач, как замена отечеств, компонентов произ-ва на более дешевые импортные, перенос части производств, процесса в более благоприятные экономич. условия за рубежом, использование заруб, лицензий и «ноу-хау» с целью сокращения издержек произ-ва, повышение технич. уровня и конкурентоспособности товаров, развитие экспортного потенциала и овладение новыми заруб, рынками. Участие в междунар. производств, кооперации включает предприятие в междунар. воспроизводств. процесс с его многими взаимосвязями и взаимозависимостями, что содействует усилению экономич. стабилизации отд. звеньев воспроизводств. цепи. Напр., амер. экономисты приводят условный расчет. Покупая автомобиль «Понтиак» у корпорации «Дженерал моторе», американец вступает в междунар. сделку. Из 10 тыс. долл., уплач. им за автомобиль, около 3 тыс. долл. направляются в Республику Корея за выполнение трудоемких сборочных операций, 1850 долл. -в Японию за применение новейшей японской технологии, 700 долл. - в Германию за конструирование, 400 долл. - на Тайвань и в Сингапур в оплату за поставляемые мелкие детали, 250 долл. - в Великобританию за проведение рекламы и маркетинговых исследований, ок. 50 долл. - в Ирландию за компьютерную обработку данных. Оставшиеся почти 4 тыс. долл. распределяются между стратегами в Детройте, адвокатами и банкирами в Нью-Йорке, лоббистами в Вашингтоне, работниками страхования и здравоохранения и акционерами корпорации «Дженерал моторе». ВЭД включает след. направления: внешнюю торговлю; междунар. производств, сотрудничество; междунар. научно-технич. сотрудничество; междунар. валютно-финанс. сотрудничество; междунар. инвестиционную деятельность; экономич. и технич. содействие менее развитым странам. Для большинства стран мира гл. формой ВЭД является внешняя торговля (англ. foreign trade), к-рая представляет собой совокупность операций по вывозу (экспорту) и ввозу (импорту) товаров (услуг) для отдельно взятых стран. Российское законодательство трактует внешнеторг. деятельность как предпринимательскую в области междунар. обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Это соответствует общемировому подходу к понятию «внешняя торговля». К осн. показателям внешней торговли относятся: стоимостные и физические объемы, динамика экспорта и импорта, к-рые в сумме составляют внешнеторговый оборот; торговый баланс (см. Платежный баланс), условия торговли; товарная структура; географическая сегментация. Инструментарием развития внешней торговли служат аукционы, подрядные торги, консигнационные операции (см. Консигнация), междунар. ярмарки и торгово-промышл. выставки, валютоэконо-мичные формы сделок (лизинг, бартер, встречные закупки, компенсационные сделки), фьючерсные операции. Внешняя торговля осуществляется посредством заключения сделок междунар. купли-продажи на товары и услуги, оформляемых преим. как внешнеторговые контракты. Для успешного ведения внешней торговли важнейшее значение имеет конкурентоспособность продаваемых товаров и услуг, к-рая обусловливается качеством и ценой, сроками поставки, условиями кредитования, формами расчетов и валютными условиями, особенностями организации внешнеторг. деятельности в стране - производителе товаров (услуг), системой продвижения товаров на внешние рынки. Внешняя торговля любой страны регулируется гос-вом, к-рое использует такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование, субсидирование экспорта и методы тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта. Договорно-правовой базой для ведения внешней торговли являются междунар. правовые нормы, многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, включая договоры купли-продажи, соглашения о платежах, кредитные соглашения и др. Объем международной (мировой) торговли (англ. world commerce, international trade), как совокупности внешней торговли всех стран мира (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования объемов экспорта в долларах США и в ценах ФОБ (импорт считают в ценах СИФ, и поэтому он превышает стоимость экспорта примерно на '/10). (Расшифровку торговых терминов см. в ст. Инкотермс.) На развитые страны приходится около 3/4 мирового экспорта товаров. В структуре мирового товарооборота св. 2/3 приходится на продукцию обрабатывающей пром-сти, где наиболее динамичная группа товаров - машины, оборудование, трансп. средства. Междунар. производств, сотрудничество реализуется в формах междунар. специализации и кооперации произ-ва. Междунар. специализация произ-ва означает концентрацию произ-ва однородной продукции в рамках одной страны или группы стран с целью создания эффективного произ-ва, снижения себестоимости и повышения качества продукции. Это позволяет сократить или полностью устранить параллелизм в изготовлении продукции, расширить масштабы крупносерийного произ-ва, сосредоточить значит, часть выпуска продукции на пр-тиях оптимального размера с высоким уровнем технологич. оснащенности. Межгосударств, специализация осуществляется на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. Быстрое развитие получает внутриотраслевая специализация, охватывающая преим. отрасли обрабатывающей пром-сти, прежде всего машиностроение. Междунар. кооперация произ-ва - это междунар. кооперационное разделение труда, при к-ром труд работников разных стран непосредственно соединяется в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах произ-ва. Такая кооперация включает как собственно производств, процесс, так и товарообмен продукцией, необходимой для осуществления производств, процесса.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Вэд