(англ. budget classification) - законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Построение бюджетной классификации в России регламентируется Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 авг. 2000 №115-ФЗ). Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как: контроль за составом и структурой расходов и доходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом; формирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы страны; получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы; формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса. Бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную, ведомственную и экономическую классификации расходов бюджетов РФ; классификации внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ; классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию для соответстветствующих бюджетов, основываясь на единой структуре бюджетной классификации РФ. При этом они вправе производить дальнейшую детализацию объектов классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Использование в Российской Федерации единой системы классификации позволяет обеспечить единую систему учета совокупных бюджетных расходов rocударства, сгруппированных по функциональной, экономической или ведомственной направленности. При этом в каждом из нижестоящих бюджетов отражаются особенности и структура бюджетной группировки с учетом приоритетных направлений деятельности. Минфин России имеет право вносить изменения в бюджетную классификацию РФ, не приводящие к ее структурным изменениям. Федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации РФ, не должны содержать положений, ее изменяющих. Классификация доходов бюджетов РФ основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Статьи, объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их получения, собраны в группы. Все доходы бюджета делятся на: налоговые доходы (прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда; налоги на товары и услуги, на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины); неналоговые доходы (доходы от государственной собственности или от деятельности по продаже принадлежащего государству имущества, реализации государственных запасов, продажи земли и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности; поступления от капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи; штрафные санкции; сборы на специальные услуги, прочие неналоговые доходы); безвозмездные перечисления (от нерезидентов, от других уровней власти, от государственных внебюджетных фондов, от государственных предприятий и учреждений, от наднациональных организаций). Поскольку бюджетная классификация охватывает бюджетную систему страны, в ней нет подразделения на источники бюджетных доходов различных уровней. Такое разделение устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой четырехступенчатую группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по отраслям деятельности и звеньям управления, отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в т.ч. на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отделение государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Функциональная классификация позволяет характеризовать главную цель финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение постоянно существующих национальных потребностей. Являясь важным инструментом принятия государственных решений, бюджетная классификация позволяет выделить направления государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета РФ, обоснованно определять объемы их финансирования, что в итоге должно способствовать эффективному государственному управлению. Кроме того, отраслевая группировка расходов бюджета позволяет выявлять пропорции распределения бюджетных средств и путем их корректировки добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре. Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ составляют 20 разделов, отражающие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Далее - второй уровень - в 92 подразделах конкретизируются направления бюджетных средств на выполнение функций государства в рамках разделов. Целевые статьи расходов федерального бюджета образуют третий уровень функциональной классификации и отражают финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных средств в рамках подразделов. На четвертом уровне направления финансирования расходов бюджета детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающим непосредственно отраслевую специфику расходов и основного направления деятельности министерств. Так, например, в разделах и подразделах отражено финансирование: государственного управления (расходы на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти; на деятельность финансовых и фискальных органов и т.д.); международной деятельности (международное сотрудничество и реализация международных договоров); национальной обороны (строительство и содержание Вооруженных Сил; пенсии военнослужащим; участие в военных программах и т.д.); фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу; хозяйственной деятельности (базовые отрасли промышленности; воспроизводство минерально-сырьевой базы; машиностроительный комплекс; энергетика; строительство и т.д.). Функциональная классификация расходов позволяет в процессе исполнения бюджета проводить группировку приоритетных направлений в самостоятельные подразделы, обеспечивающие в совокупности решение общих проблем. Отдельные узкоориентированные, функциональные разделы могут быть временными и в дальнейшем трансформироваться. Ведомственная классификация расходов не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств: классификация расходов субфедеральных бюджетов утверждается законодательными (представительными) органами субъектов РФ и решениями соотв. органов местного самоуправления. Федеральные программы, а также программы, финансируемые из средств бюджетов субъектов РФ, утверждаются в специальном приложении к бюджету как виды расходов. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ, распорядителей средств местного бюджета - соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. В бюджетах более низких уровней расходы федеральные ведомства распределяются по управлениям и другим структурным подразделениям. Например, в федеральном бюджете средства, выделяемые на здравоохранение, распределяются между Министерством здравоохранения РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ. В бюджетах других звеньев эти средства распределяются с большей дифференциацией. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам законодательной и исполнительной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, а также обеспечивать контроль за их выполнением и установить меру ответственности в расходовании средств соотвующих ведомств. Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов всех уровней бюджетной системы РФ по их хозяйственным признакам или производственным элементам. Например, в бюджетах всех уровней предусматриваются: текущие расходы; закупки товаров и услуг; оплата труда государственных служащих; оплата транспортных услуг; оплата услуг связи; выплаты процентов по займам; субсидии и текущие трансферты; капитальные расходы; капитальное строительство; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; предоставление внешних кредитов, возврат кредитов и т.д. Экономическая классификация составлена на основе классификации расходов, рекомендуемой Международным валютным фондом, поэтому показатели бюджета можно также использовать для сопоставления с другими странами. Бюджетная классификация расходов по функциональному, ведомственному, экономическому признакам позволяет переходить от одной группировки расходов к другой. В каждом разделе объединены расходы на соответствующие цели всех задействованных министерств и ведомств, включая либо целиком бюджет того или иного органа, либо его часть, ориентированных на данный раздел. Поскольку министерства и ведомства могут принимать участие одновременно в выполнении задач, сгруппированных в нескольких разделах, бюджет конкретного федерального органа в условиях действующей бюджетной классификации представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам и в случае необходимости с разбивкой по подразделам. Ведомственные и экономические группировки связаны также по видам расходов, достаточно детализированным, чтобы их можно было привязать с учетом установленных требований к одной из экономических статей. В итоге экономические статьи представляют собой сумму соответствующих видов расходов по статьям всех федеральных министерств и ведомств. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных фондов и от бюджетов других уровней, кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, изменения остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ). Здесь различают группировки внутренних источников финансирования дефицитов бюджетов РФ и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. В классификации государственных долгов отражаются совокупные долговые обязательства государства, которые делятся на внутренние и внешние. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ включает различные виды займов, в т.ч. целевых, не возмещенную в предыдущие годы задолженность по централизованным кредитам и переоформленную в казначейские векселя. Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ, в т.ч. и внешнего долга бывшего СССР, принятого РФ, совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Содержание бюджетной политики многогранно и охватывает не только последовательность этапов ее разработки, но и детальную проработку ее функционального и временного аспектов. Будучи частью финансовой политики государства бюджетная политика является ядром экономической политики и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства. Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. И наконец, на завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени. Научно обоснованная концепция развития бюджета на ближайшее время и отдаленную перспективу в сочетании с осн. направлениями использования бюджетных отношений и конкретными путями их реализации позволяет органично соединить потенциальные свойства бюджета как экономической категории с конкретными путями использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Функциональный аспект бюджетной политики включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетных отношений. Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде; при этом совокупность бюджетных мер тактич. характера должна укладываться в рамки принятой бюджетной стратегии и ни в коем случае не противоречить ей во избежание отрицат. последствий как в бюджетной сфере, так и в целом в экономике. В настоящее время во всех странах наблюдается тесное переплетение тактических задач со стратегическими направлениями развития бюджетных отношений; и не случайно вопросы бюджетного прогнозирования и перспективного бюджетного планирования приобрели в соврем, условиях огромное значение. Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и муниципальном уровне (при федеративном устройстве государства - на федеральном, субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях). Без самостоятельной, продуманной и результативной Б.п. не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образования.
|
||||
|
|
|
|