совокупность законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью формирования и совершенствования национальной валютной системы страны с учетом структурных принципов мировой валютной системы, обеспечения валютной стабильности и эффективного функционирования механизма валютно-финансовых взаимоотношений с другими странами. В.р. осуществляется по трем главным направлениям. 1) Формируется и постоянно обновляется законодат. и нормативная база внешних валютно-финанс. отношений. В России законодат. акты принимают Президент, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания. Эти акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства РФ, инструктивными документами Банка России и др. ведомств. Основу валютного законодательства России составляет Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 с изм. 2001). В нем определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридич. и физич. лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Установлено, что валютные операции могут производиться только центральным банком и коммерч. банками, имеющими валютную лицензию (уполномоченными банками), в порядке, устанавливаемом Банком России. С июня 1996 Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ ст. VIII (разделы 2,3,4) Статей соглашения (устава) Фонда, к-рая требует от них устранения валютных ограничений, поддержания свободной конвертируемости национ. валют в сфере международных текущих операций в отношении как резидентов, так и нерезидентов. Она также обязывает страны-члены не использовать практику множественных валютных курсов и не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. В данной связи гос. органы России принимают меры по совершенствованию нормативно-правовой системы валютного регулирования, с тем чтобы она полностью обеспечивала выполнение этих требований. Центральный банк РФ взамен действо-вавшей с 1993 Инструкции №16, регулировавшей рублевые валютные операции нерезидентов, разработал Инструкцию «О порядке открытия уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Фе-лерации и проведении операций по этим счетам» (от 12 окт. 2000 № 93-И). Положения этой инструкции соответствуют обязательствам России по международным договорам, в первую очередь уставу МВФ. Пре-лусматривается существование трех видов рублевых счетов нерезидентов, два из к-рых (типа «К» и «Ф») «вляются свободно конвертируемыми, а третий (типа •<Н») исключает возможность конверсии рублей в иностранную валюту. Разработка этой инструкции призвана содействовать обеспечению дополнит, гарантий прав нерезидентов в валютной сфере и улучшению инвестиционного климата в России. 2) Функционирует механизм повседневного валютного контроля (см. Контроль валютный), перед к-рым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономич. деятельности при выполнении валютных операций валютного законодательства, прежде всего установл. ограничений на переводы капиталов, осуществлять надзор за движением средств на корреспондент, счетах российских банков в зарубежных банках. Согласно законодательству, органами валютного контроля являются Центральный банк и Правительство РФ, в рамках к-рого в осуществлении валютного регулирования принимают участие Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (упразднена в мае 2000), а также Государственный таможенный комитет. В роли агентов валютного контроля выступают таможенные службы, подразделения Федеральной налоговой полиции и непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерч. банки, подотчетные Банку России. Эти органы и агенты валютного контроля добиваются, с одной стороны, полного и своеврем. поступления экспортной валютной выручки в Россию; с другой - обоснованности платежей в иностр. валюте за импортируемые товары. В связи с острым валютно-финанс. кризисом 1998 власти приняли ряд мер, нацел. на ужесточение валютного контроля, противодействие нелегальной утечке капиталов за границу: с начала 1999 доля валютной выручки экспортеров, подлежащая обязат. продаже на рынке, была увеличена с 50 до 75%, а срок продажи сокращен с 14 до 7 дней; предельный срок текущих валютных операций, осуществляемых в виде аванса, отсрочки платежа в иностр. валюте по экспорту и импорту, сокращен вдвое - со 180 до 90 дней; в 1999 образован эффективный механизм регулирования Банком России валютных операций, осуществляемых коммерч. банками через посредство корреспондент, счетов, открытых ими в банках, действующих в офшорных зонах; предпринимаются шаги по формированию систем контроля со стороны уполномоч. банков за сделками клиентов, имеющими признаки легализации незаконно полученных доходов или др. признаки подозрительности, включая наделение на за-конодат. основе органов и агентов валютного контроля правом приостанавливать такого рода сделки. С апреля по июнь 1999 нерезидентам было временно запрещено использовать их рублевые счета в российских коммерч. банках для приобретения иностр валюты. По мере преодоления последствий валютного и финансового кризиса, существенного улучшения состояния торгового и платежного балансов, возобновления экономич. роста принимаются меры по либерализации В.р., в т.ч. относящегося к операциям, связанным с международным движением капитала. Так, согласно Федеральному закону «О внесении изменений в некторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования (авг. 2001), доля обязат. продажи валютной выручки снижена с 75 до 50%, при этом порядок ее продажи на внутреннем валютном рынке будет устанавливаться Президентом РФ. 3) ЦБ РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставл. целями макроэкономич. политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля по отношению к доллару США и др. иностр. валютам; регулируют динамику рыночного валютного курса; принимают меры, направл. на обеспечение достаточ. уровня и наиболее эффективной структуры офиц. золотовалютных резервов; производят погашение гос. внешних долговых обязательств; оказывают влияние на осн. виды внешнеэкономич. деятельности (прежде всего на торговлю товарами и услугами и движение капиталов), а также на состояние платежного баланса. При этом ЦБ РФ использует такие средства кредитно-денежной и валютной политики, как интервенции на валютных рынках (девизная политика), маневрирование ставкой рефинансирования (дисконтная политика), установление и изменение нормы обязат. резервов по рублевым и валютным депозитам, операции на открытом рынке с гос. ценными бумагами (см. Регулирование международных валютных отношений, Валютная система). С июля 1992 в России был введен механизм единого плавающего валютного курса рубля по отношению к доллару США, к-рый складывался под воздействием соотношения спроса и предложения на валютном рынке и практически определялся по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Банк России использовал курс фиксинга ММВБ в качестве офиц. валютного курса рубля к доллару. С июля 1995 был установлен режим валютного коридора, т.е. официально фиксируемых пределов колебаний текущего валютного курса рубля против доллара, поддерживаемых Банком России с помощью интервенций на валютном рынке. В мае 1996 Банк отказался от определения офиц. курса рубля путем привязки к фиксингу ММВБ и начал устанавливать его исходя из собств. оценок соотношения спроса на иностр. валюту и ее предложения, а также динамики основных макроэкономич. показателей. Однако из-за обострения валютного кризиса власти в сент. 1998 вынуждены были прекратить использование практики валютного коридора, и валютный курс рубля вновь стал свободно плавающим. С целью сглаживания колебаний рыночного обменного курса рубля Банк России систематически использует механизм валютных интервенций. Однако в пос-лекризисный период, помимо этого, ему пришлось прибегать к ограничительным, административным мерам. С 6 окт. 1998 на валютных биржах стали проводиться спец. утренние торговые сессии, на к-рых валюта могла приобретаться только по клиентским заявкам импортеров товаров. Ограничение спроса на валюту на этих сессиях упрощало для Банка России регулирование динамики валютного курса рубля. То же назначение имело введение в марте 1999 требования обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоч. банках в размере 100% средств, перечисляемых на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. 29 июня 1999 специальная торговая сессия была отменена и торговля по долларам началась на утренней единой торговой сессии (ETC). Все уполномоч. банки, имеющие валютную лицензию Банка России, могут свободно покупать и продавать на этой сессии иностр. валюту как по поручению клиентов, так и за свой счет. В торгах одновременно в режиме реального времени принимают участие все региональные межбанк, валютные биржи, связанные с ММВБ единой информационно-торговой системой. Операции с валютой проводятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). По результатам торгов ежедневно определяется средневзвеш. валютный курс рубля к доллару, к-рый Банк России объявляет офиц. курсом след. дня. С целью противодействия спекулятивному давлению на валютный рынок Банк установил предельное ежедневное отклонение курса рубля на торгах в ETC в размере 15%. Одновременно сохраняется порядок обязательного предварительного депонирования банками рублевых и валютных средств на счетах валютных бирж.