Скидки

(англ. discounts) - суммы, уступаемые продавцом товара различным покупателям с целью расширения рынка сбыта и увеличения объемов продаж, покрытия отдельных затрат. Используются как метод «уторговывания» цены во внутренней и международной торговле. Размер скидки зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В практике внутренней и международной торговли используется около 20 видов скидок. Наибольшее распространение получили следующие. Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара (составляет 20-30%, а в некоторых случаях доходит до 40%). Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование. Особая (сконто) скидка предоставляется при покупке товара за наличный расчет. Дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит и покупатель согласен оплатить товар наличными (составляет 2-3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента на денежном рынке). Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок (по некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-20% оборота). Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии регулярной покупки им заранее определенного товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, т.к. при изготовлении однотипного товара снижаются издержки производства. Дилерская скидка предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в т.ч. и заграничным; широко распространена при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандартного оборудования (дилерские скидки на автомобили колеблются в зависимости от марки машины и составляют в среднем 15-20% розничной цены). Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К этой категории относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, а также скидки за длительность отношений, регулярность или устойчивость заказов, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру. Экспортные скидки предоставляются продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке. Сезонные скидки предоставляются потребителю за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Они позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года. Скрытые скидки предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных кредитов или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов. Скидки за возврат предоставляются покупателю в размере 25-30% прейскурантной цены при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца (модели). Применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава, стандартного пром. оборудования и т.п. Скидки при продаже подержанного оборудования составляют иногда до 50% и более от первоначальной цены товара. Зачеты - другие виды скидок с прейскурантной цены. Например, товарообменный зачет - это уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Такой зачет чаще всего применяют при продаже автомобилей и некоторых товаров длительного пользования. Под зачетами на стимулирование сбыта понимают выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта. Клубные скидки предоставляются национальными и международными дисконтными клубами своим членам - «клубные ценовые скидки» на услуги и товары. Особенно распространены такие скидки на перевозки, аренду, автомашины, гостиничные и ресторанные услуги, страховку. При этом члены клубов получают клубные карты для безналичных расчетов.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансы предприятий и организаций / Скидки