(англ. freight) - 1) перевозимый на арендованном (зафрахтованном) судне груз, а также сама такая перевозка; 2) форма оплаты транспортных услуг прежде всего в международном торговом мореплавании - перевозке грузов водным путем - или плата владельцу транспортного средства за перевозку грузов или пассажиров по любым путям сообщения; 3) договор о сдаче судна в наем, или фрахтование судна. Величина оплаты или цена перевозки исчисляется на основе оговоренного сторонами тарифа за единицу массы, объема или аккордно в виде общей суммы за все арендованное судно, вне зависимости от количества перевозимого груза (т.н. твердая сумма фрахта - люмпсум - англ. lumpsum freight), либо определяется по соглашению сторон при заключении рейсового чартера для каждой сделки в виде ставки фрахта Ставка фрахта (freight rate) включает издержки производства транспортных услуг и среднюю прибыль. Она устанавливается на определенный период в зависимости от вида фрахт и числа рейсов при согласовании следующих параметров: участников сделки; фрахтователя; срока действия фрахта, порта погрузки и порта выгрузки, надбавки за дополнительные порты погрузки, выгрузки и укладку груза; методики исчисления фрахты (за единицу массы, единицу объема, за весь груз или судно); оплаты за неиспользованное пространство судна. При оплате за единицу массы основой служит обмерная фрахтовая тонна -freight ton (40 куб. футов = 1,12 м3, или 20 ц); при исчислении фрахта по объему в основе расчета лежат размеры груза с учетом неровных очертаний, возможен также расчет по коносаментной массе (указанной в транспортных документах). Размещение груза на судне производится в этом случае самим судовладельцем без учета указаний фрахтователя. Расчет по коносаментной массе предусматривает скидку 1-2%. В соответствии с условиями договора фрахта может быть оплачен как в порту назначения, так и в порту отправления или по частям в обоих портах. Как правило, фрахт оплачивается только после доставки и сдачи предназначенной для перевозки определенного количества груза судовладельцем в пункте назначения. Исключение составляют обладающие гигроскопическими свойствами или иным образом меняющие свои размеры либо вес грузы, условия перевозки которых определяются перед погрузкой. Фрахт платит либо лицо, с которым перевозчик заключил договор морской перевозки по коносаменту, либо отправитель груза - фрахтователь, но не продавец и не покупатель. Право на получение фрахта возникает у судовладельца -фрахтовщика после того, как он выполнит свои обязательства перед фрахтователем. Являясь перевозчиком, судовладелец отвечает за сохранность груза и несет коммерческие риски, связанные с рентабельностью рейса. Если груз не доставлен по назначению, никакие обстоятельства, в т.ч. и гибель судна или груза, происшедшие не по вине судовладельца, не дают ему права на получение фрахта. Фактические сроки платежа и время получения судовладельцем фрахта могут не совпадать. Суда могут фрахтоваться на время и для конкретной перевозки. При фрахтовании судов на время судовладелец сдает, а фрахтователь берет внаем судно на определенный срок. Судовладелец освобождается от коммерческих рисков и ответственности за сохранность груза или несет их в ограниченном размере. Ставка фрахта за судно устанавливается посуточно, независимо от эффективности и объема перевозки. Организация работы судна переходит к фрахтователю, он самостоятельно определяет характер использования судна, параметры перевозимого груза, пункты назначения и коммерческие условия перевозок. Фрахтователь обязан по окончании срока фрахтования судна вернуть его в таком же техническом состоянии, в каком оно было ему предоставлено, за вычетом норм технического износа. Различают несколько форм фрахтования на время (см. Чартер). При фрахтовании судна для конкретной перевозки судовладелец сохраняет полный контроль за работой судна. В договоре-чартере отражаются все условия предстоящего рейса и ставки перевозки единицы груза или твердая сумма фрахта. Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, предусмотренные чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахты и расходов по судну за время, в течение котоpoгo оно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния. Он также не отвечает за убытки, вызванные спасением, повреждением или гибелью зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены не по его вине. Если судно становится непригодным к эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных ему убытков. В случае просрочки в уплате фрахта по тайм-чартеру свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него вызванные просрочкой убытки. В случае гибели судна фрахт по бербоут-чартеру подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о судне. По бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки в уплате фрахта свыше 14 календарных дней, если просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, и вправе взыскать с фрахтователя вызванные просрочкой убытки. Без согласования с фрахтователем в течение всего срока чартера фрахтовщик не имеет права перевозить на судне грузы других владельцев ни в попутном, ни в обратном балластном направлении. При фрахтовании на один рейс после сдачи груза и оплаты фрахта стороны чартера свободны от взаимных обязательств. При фрахтовании на нескольких рейсов оговаривается их количество и определенный календарный период. Оплата за каждый рейс производится с обязательным сохранением единых коммерческо-правовых условий по заранее оговоренным ставкам, т.к. они могут изменяться в связи с сезонными и иными конъюнктурными колебаниями фрахтового рынка (freight market). Этот рынок представляет собой общий объем транспортных услуг в сфере морских перевозок и международного торгового мореплавания во всех океанских и морских бассейнах мира. Фрахтовый рынок поделен на девять секций (среднеевропейская, средиземноморская, западноевропейская, дальневосточная, североафриканская, северо- американская, южноамериканская, тихоокеанская и индийская), каждая из которых объединяет географический район массовой отгрузки и характеризуется определенными направлениями перевозок и типами фрахтуемых судов. По типам судов фрахтовый рынок подразделяется на наливной (танкерный) и сухогрузный (включающий рефрижераторы, контейнеровозы, лесовозы и т.п.). Различают закрытые и открытые фрахтовые рынки. На закрытом рынке работают суда транснациональных компаний, торгово-промышленных монополий и государственных организаций; на открытом рынке - трамповые и линейные суда или транспорт общего пользования. Разногласия и споры, вытекающие из отношений по фрахтованию судов и перевозке грузов в международном морском мореплавании, решаются Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Она разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного, либо только российского или только иностранного права.
|
||||
|
|
|
|