(англ. tax accounting) - система сбора, фиксации и обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством. Н.у. осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Н.у. применяется, если налоговым законодательством предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. Традиц. представление о налогообложении как о разновидности бухгалтерской деятельности перестало отвечать фактич. положению вещей, что вызвано совершенствованием системы налогообложения и усложнением расчета нек-рых налогов. Ведение Н.у. позволяет гос-ву в полной мере выполнить фискальные задачи в тех случаях, когда информации, полученной в результате ведения бухгалтерского учета, недостаточно и когда необходимо определить налоговые обязательства для лиц, ведение бухгалтерского учета для к-рых не обязательно. Положение и нормы, регламентирующие порядок и условия Н.у., содержатся в налоговом законодательстве, при этом положения, относящиеся к Н.у., имеют строго огранич. применение, когда осуществляется расчет того или иного налогового показателя. Предметом Н.у. в общем виде выступает и непроизводств, деятельность предприятия, в результате к-рой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и/или уплате налога. Для выполнения задач и функций Н.у. налоговое законодательство определило спец. приемы и способы (категориальные, содержательные, формально-тех-нич.), к-рые в совокупности образуют взаимосвязанную методологию Н.у. Выделяют след. осн. методы: введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, к-рые на основании данных бухгалтерского учета используются исключительно для целей налогообложения [иначе говоря, формирование в Н.у. понятийного аппарата, посредством к-рого он и реализуется как самостоятельная отрасль системы фи-нанс. отношений, при понимании того, что мн. учет-но-налоговые показатели так или иначе обусловлены данными бухгалтерского учета, т.е. формируются при прямом или косвенном его использовании]; установление спец. правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финанс. методик [напр., в налоговом законодательстве установлен спец. порядок для расчета спец. «налоговой» себестоимости, к-рая используется исключительно для определения прибыли, подлежащей налогообложению]; определение метода учета формирования налоговой базы; интерпретация и толкование нек-рых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения [налоговое законодательство дает собственные толкования нек-рым явлениям из др. отраслей знаний (права, экономики, бухгалтерского учета и др.), к-рые по своему содержанию не совпадают с общепринятыми; напр., с экономич. т.з., посреднической является любая деятельность по обеспечению продвижения товара от производителя к потребителю (комиссия, поручение, агентирование, простое брокерство, оптовая перепродажа, розничная торговля), однако для целей налогообложения посреднической считается только деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения]; установление налогового дисконта [налоговым дисконтом признается поправка, на к-рую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои полученные доходы]; в совр. Н.у. применяется при расчете облагаемого оборота в налоге па добавленную стоимость, платежей по налогу на прибыль организаций, по акцизам, по налогу на доходы физических лиц]; определение для каждого вида налога своего налогового периода; установление спец. налоговых регистров и иной налоговой документации [документации для целей налогообложения, к-рая фиксирует процесс начисления налога, сумму налога, а также размер налогового обязательства]. К налоговой документации относят: отчетно-расчетную налоговую документацию; сопутствующую налоговую документацию; аналитические регистры налогового учета, извещения. Особенность налоговой документации - в отсутствии спец. первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.у. служат первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хоз. операции. В отчетно-расчетной документации (налоговые расчеты и декларации) фиксируется сумма налогового обязательства. Налоговые расчеты - специализир. типовые формы, в к-рых налогоплательщик отражает осн. налогово-рас-четные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства. Практически по каждому виду налога разрабатывается расчетный документ, к-рый представляется налоговым органам в порядке, установл. законодательством [для налога на добавленную стоимость -расчет (налоговая декларация) по НДС; для налога на доходы физич. лиц - декларация о доходах, полученных в календарном году; для налога на землю - сводный расчет земельного налога и т.д.]. В отчетно-расчетной документации отражаются сроки, налоговая база, льготы, сумма налога и т.п.; порядок заполнения налоговых расчетов может быть предусмотрен как в самих расчетах, так и в приложениях к ним. Документация подписывается директором и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе -физич. лицом) и сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация -документы, содержащие неосновные данные, необходимые для исчисления налога, к-рые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов. Ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается, за нек-рыми исключениями. Аналитические регистры налогового учета для определения налоговой базы являются документами для ведения Н.у. на предприятии: информация, содержащаяся в первичных документах бух. учета и необходимая для отражения в Н.у., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.у., разрабатываемых и утверждаемых МНС России, обобщаться за оп-редел. налоговый период и переноситься в налоговые расчеты. Извещения налоговых органов-документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, к-рый необходимо уплатить. Такие извещения направляются физич. лицам, к-рые уплачивают налог на доходы, земельный налог, налог на имущество и др. Извещение направляется также представительству иностранного юридич. лица по уплате налога на прибыль. Налоговые инспекции также имеют собственную налоговую документацию, состав и порядок ведения к-рой определяется МНС России. Н.у., по сравнению с бухгалтерским учетом, имеющим длит, историч. традицию и устоявшиеся приемы и методы, находится на стадии становления и совершенствуется вместе с развивающейся налоговой системой РФ.