(англ. tax payment) - форма мобилизации в централизованный фонд государства части прибыли (доходов) налогоплательщиков (юридических и физических лиц), регламентируемая налоговым законодательством государства. Система Н.п., установленных законодательством, составляет доходы гос. бюджета. Источник Н.п.: для юридич. лиц - прибыль с капитала или рента с земли, для физич. лиц - собственные доходы. Платежи предприятия из прибыли в бюджет (как форма распределения прибыли (чистого дохода) между пред- приятиями и гос-вом) являлись одним из осн. источников формирования доходов гос. бюджета быв. СССР (в 1960 - 24,2% доходов бюджета, в 1970 - 34,6%, в 1985 - 30,6%). Первоначально Н.п. из прибыли в бюджет были введены налоговой реформой 1930-32 гг. в виде отчислений от прибыли. Н.п. производились в размере разницы между плановой суммой прибыли и плановыми затратами предприятия и орг-ции (но не менее 10%). С 1965 (после сент. Пленума ЦК КПСС, изменившего порядок планирования и экономич. стимулирования) размеры платежей ставились в зависимость от суммы закрепленных за ними средств, для чего были введены новые виды платежей: плата за осн. производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды); фиксированные (рентные) платежи и свободный остаток прибыли, подлежащий взносу в бюджет. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от июня 1979 пром. министерствам на основе утвержденных в пятилетнем плане заданий предусматривалось устанавливать стабильный норматив отчислений от прибыли (дифференцированный по годам), оставляемый в их распоряжении на финансированиекапитальных вложений, погашение кредитов банков и уплату процентов по ним, обеспечение прироста оборотных средств, создание единого фонда науки и техники, фондов экономич. стимулирования и осуществления др. плановых затрат по развитию отрасли. Министерствам предоставлялось право устанавливать соотв. нормативы отчислений от прибыли всесоюзным (республиканским) пром. объединениям, производственным об-ниям и предприятиям с учетом особенностей их производства и уровня рентабельности. Одновременно в пятилетнем плане утверждалась ( в целом и с распределением по годам) абс. сумма отчислений от прибыли в бюджет, внесение к-рой гарантировалось министерствами. При невыполнении плана прибыли в к.-л. году пятилетки Н.п., предусмотренные в этом году, вносились в полной сумме за счет соответственного уменьшения прибыли, оставляемой в распоряжении министерства, всесоюзного пром. об-ния, производственного об-ния, предприятия. При перевыполнении плана прибыли до 3% включительно в бюджет перечислялось 50% сверхплановой прибыли, при перевыполнении плана прибыли более чем на 3% в бюджет вносилось 75% суммы сверхплановой прибыли. С июня 1983 в соответствии с пост. ЦК КПСС и СМ СССР изменился характер распределения прибыли. Об-ния и предприятия стали уплачивать в бюджет отчисления по нормативам от расчетной прибыли за вычетом из нее платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей и процентов за кредит (нормативный метод распределения прибыли). Плановая сумма платежей из прибыли определялась на основании баланса доходов и расходов (финанс. плана) предприятия на год с поквартальной разбивкой. Н.п. из прибыли вносились, как правило, плановыми платежами с послед, перерасчетом исходя из фактически полученной прибыли по данным бухгалтерской отчетности за соответств. отчетный период нарастающим итогом с начала года. Различали централизованный и децентрализованный порядок расчета с бюджетом по Н.п. из прибыли. С 1992 с введением новой налоговой системы РФ порядок Н.п. из прибыли в бюджет стал определяться Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991 с послед, изм.). Законом предусматривались установление ставок налога на прибыль для разл. категорий предприятий (банки, страховые орг-ции, биржи, и т.д.), порядок определения налогооблагаемой прибыли, льготы по налогу, а также порядок уплаты, предусматривавший внесение поквартальных авансовых взносов налога на прибыль с послед, окончательным расчетом Н.п. Поскольку прибыль (или убыток) является конечным финанс. результатом деятельности предприятия, из этой прибыли уплачиваются и др. Н.п.: налог на имущество, местные налоги и т.д. Т.к. прибыль - источник множества Н.п., очень важен порядок их уплаты. Вначале уплачиваются все имущественные налоги, пошлины и др. Н.п. На эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. После этого уплачиваются все местные налоги, расходы по уплате к-рых относятся на финанс. результаты деятельности. Затем - все остальные Н.п., вносимые из прибыли. Из оставшейся суммы прибыли уплачивается налог на прибыль орг-ций, а затем все ост. налоги, вносимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении пр-тий (см. Уплата налога). Н.п. также называют нек-рые налоги, имеющие, как правило, целевую направленность на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния и носящие характер платы за использование принадлежащих гос-ву природных ресурсов. Н.п. взимается в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (части I и II).