Налоговое администрирование

деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами. Предмет Н.а. - налоги и сборы; объект - налогоплательщики, налоговые сборщики, налоговые агенты. Задача Н.а. - контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов. Цель Н.а. - наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налоговых органов. Под методом Н.а. понимается способ воздействия налоговых органов на налоговые отношения и налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) посредством форм налогового контроля и др. процедур, осуществляемых ими в процессе реализации своих полномочий. Налоговые органы ставят на учет налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, присваивают им идентификационные номера: осуществляют контроль за открытием ими расчетных (текущих) и иных счетов в банке, выполнением налогоплательщиками и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов и сборов; принимают к нарушителям налоговой дисциплины предусмотр. законом меры (начисляют пеню, приостанавливают операции по счетам в банке и др.); взыскивают недоимки; проводят камеральные и выездные налоговые проверки; осуществляют производство дел по выявленным налоговым правонарушениям; ведут оперативно-статистич. учет по налогам и сборам; анализируют ход налоговых поступлений; составляют прогнозы поступлений налогов и сборов и осуществляют др. функции. Внутри системы налоговых органов Н.а. осуществляется в форме ревизий и проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими; обмена информацией. опытом работы и др. Важное направление деятельности центрального аппарата налоговых органов создание и организация новых технологий и процедур Н.а. (в т.ч. на основе информатизации и компьютеризации); выработка более оптимальной структуры налоговых органов; работа с персоналом по повышению уровня профессиональной подготовки и т.п. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, налоговый пресс, налоговая тяжесть, податное давление, бремя обложения, налоговая нагрузка (англ. tax burden)-обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая: на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом; на количественную оценку этого действия (сумму налогов, их удельный вес в ВВП или доходах отд. категорий плательщиков). Данная характеристика позволяет видеть за одним значением Н.б. разный результат: одна и та же сумма налогов может получить разл. оценку в зависимости от того, с каких доходов она взимается и на какие цели расходуется. [Напр., существует широко распространенное убеждение о непосильном бремени российских налогов, не позволяющем предприятиям инвестировать и развиваться, и в то же время доля налогов в ВВП России значительно ниже, чем в подавляющем большинстве развитых стран.] Понятие Н.б. в общеупотребительном смысле исторически появляется одновременно с самыми ранними упоминаниями о налогах. Однако его реальные количеств, оценки надо отнести к периоду окончания 1 -й мировой войны, когда расчеты по межсоюзнической задолженности (США, Великобритании и Франции) и репарационные требования (к Германии и Австрии) сделали необходимым практическое сопоставление уровня обложения в разных странах. Выделяют три области применения показателя Н.б.: сопоставление Н.б. разных стран или для одной страны во времени; урегулирование финанс. взаимоотношений между членами союзных и федеративных государств; проведение финанс. и налоговых реформ при определении высоты возможного обложения. Н.б. рассчитывают для всего населения и отд. групп, для предприятий и отраслей, для отд. территорий и нар. хоз-ва в целом. Н.б. населения и его групп определяется отношением всех уплачиваемых налогов (прямых и косвенных) ко всем получаемым доходам соотв. контин-гентов. Так, по расчетам Научно-исследовательского финансового института МФ РФ, Н.б. населения России составило 19% в 1995 (для сравнения: в 1925 для населения быв. СССР оно равнялось 14%). Повышение уровня обложения в последние десятилетия характерно для большинства стран, что связано с расширением гос. функций и ростом соц. рас-ходов. При этом общий рост доходов населения, несмотря на повышение Н.б., обеспечивает пост, увеличение остатка средств за вычетом налогов. В силу сравнительно высокой доли налогов косвенных Н.б. для отд. групп населения России существенно зависит от структуры потребления и колеблется по разным оценкам от 5-10 до 30-35%. Исчисление Н.б. предприятий в условиях переходного периода, отличающегося финансово-экономич. кризисом, неплатежами, бартером и т.д., затруднено уникальностью хоз. положения каждого из них и непредсказуемостью процесса переложения налогов. По данным выборочного обследования в 1996 уд. вес начисленных налогов (включая соц. налоги) в объеме реализации продукции составил 23% (с дифференциацией от 7% для с.-хоз. предприятий до 50% для винно-водочных заводов). Более показательны выполненные в 1997 Институтом экономических проблем переходного периода расчеты налоговой нагрузки отраслей (определяемой как отношение уплаченных отраслью налогов к произведенной ею добавленной стоимости): сельское хозяйство - 3%, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт - 16, финансы, кредит, страхование - 22, промышленность - 27, транспорт - 42%. В меньшей степени показатели Н.б. могут быть использованы для характеристики отд. административно-территориальных образований (в России - субъекты Федерации и муниципальные образования) в силу большой дифференциации уровня их социально-экономич. развития и обусловленной ею специфики доходов и расходов. Доля налогов (без социальных платежей) в ВВП у разных стран различна и составила в 1996: в Дании -49,7%, Швеции - 38,1, Канаде - 31,0, Италии - 27,4, Франции - 24,9, США - 22,7, Японии - 18,2%. В России этот показатель равнялся 22,2% (1997). При сравнительно невысоком общем уровне Н.б. отд. категории налогоплательщиков могут испытывать разную нагрузку в зависимости от проведения определенной налоговой политики и использования налоговых льгот. В целом не существует прямой зависимости между показателем Н.б. и экономич. развитием страны. Вопрос о том, какой уровень налогообложения в наибольшей степени отвечает условиям той или иной страны, связан с исторически складывающейся ролью гос-ва в об-ве, формами налогообложения и направлениями расходования налоговых доходов.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Налоги / Налоговое администрирование