федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, осуществляющий общее руководство организацией финансов в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. История Министерства финансов начинается с 1802, когда Манифестом Императора Александра I «Об утверждении Министерств» был образован ряд мин-в, в т.ч. и Министерство финансов. В Манифесте особо подчеркивалось, что изменение системы управления явилось развитием идей Петра Великого и направлено на соблюдение и утверждение необходимого порядка и умножение богатства. Завершилось формирование Министерства в 1811, когда управление всеми финансами страны было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, в ведении к-рого находились все источники доходов, Государственным казначейством, ведавшим расходами, и Государственным контролером, к-рому поручалась ревизия всех счетов. В нач. период становления Министерства на него помимо сбора налогов были возложены и др. функции, обусловл. структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных учреждений. Департамент государственных имуществ ведал всем казенным имуществом, землями, лесами, винокуренными заводами, казенными крестьянами (кроме заводских и фабричных). На департамент горных и соляных дел возлагалось управление монетным делом, частными и казенными горными заводами, добычей соли и минералов. Департамент внешней торговли ведал внешними отношениями и тамож. делами. Департамент податей и сборов ведал поступлениями всех видов податей и сборов. Канцелярия обеспечивала взаимосвязь Министерства с департаментами, др. ведомствами, вела дела по внутренним и внешним займам, рассматривала финанс. проекты и предложения, для чего при ней был создан Ученый комитет с библиотекой. В 1821 в состав Министерства в виде особого департамента было включено Государственное казначейство. Во 2-й пол. XIX в. и нач. XX в. в структуре Министерства финансов и соответственно в выполняемых им функциях происходили качеств, изменения, существенно усилившие его роль в экономич. и политич. жизни страны. Полномочия, имевшиеся у Министерства финансов в нач. XX в., отражает его структура, сложившаяся к 1917. Во главе Министерства стоял министр, являвшийся одновременно главнокомандующим отдельным корпусом пограничной стражи, к-рому подчинялись: два товарища (заместителя) министра; совет министра; совет по тарифным делам; тарифный комитет; департамент железнодорожных дел; совет по делам казенной продажи «питей» и главное управление неокладных сборов; совет по делам страхования доходов и капиталов; департамент окладных сборов и департамент таможенных сборов; управление отдельного корпуса пограничной стражи, включая морскую, военно-судебную, санитарную и ветеринарную службы; департамент Государственного казначейства; общая канцелярия министра; особая канцелярия по кредитной части, ведавшая вопросами внутреннего и внешнего гос. долга и монетными делами; юрисконсульт с помощниками, а также государственные банки. Второй Всероссийский съезд Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Нарком-фин) РСФСР. В связи с образованием в дек. 1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин СССР. По Положению о Наркомфине СССР, принятому в нояб. 1923, наркомат возглавлялся наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 осн. структурных подразделений (в т.ч. управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). В марте 1946 в связи с реорганизацией Совнаркома СССР в Совет Министров СССР Наркомфин СССР преобразован в Минфин СССР. Министерство финансов СССР являлось союзно-республиканским министерством, в состав к-рого входили министерства финансов союзных республик, в т.ч. Министерство финансов РСФСР, министерства финансов автономных республик, а также финансовые отделы и управления исполкомов Советов народных депутатов. В связи с распадом Советского Союза Министерство финансов СССР было ликвидировано, и в 1992 на базе Минфина РСФСР было образовано Министерство экономики и финансов, преобразованное в 1993 в два самостоятельных мин-ва: Министерство финансов РФ (к-рое функционирует в наст, время) и Министерство экономики РФ (ныне Министерство экономического развития и торговли РФ). В своей деятельности Минфин РФ руководствуется Конституцией РФ, федер. конституционными законами, федер. законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» № 273 от 6 марта 1998 (с изменениями от 18 июня 1999). Гл. задачами Минфина РФ являются: совершенствование бюджетной системы РФ; развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация стратегич. направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики; обеспечение устойчивости гос. финансов и их активного воздействия на социально-экономич. развитие страны и эффективность хозяйствования; осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономич. развития России и ее регионов; разработка предложений по привлечению в экономику страны отечеств, и иностр. кредитных ресурсов и источников их погашения; управление гос. внутр. и внешним долгом. В число задач входят также: совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов; участие в комплексном анализе развития экономики; разработка необходимых мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимат. и др. хоз. деятельности в стране, способствующих увеличению национального дохода и поступлений в бюджет; участие в составлении долговрем. и краткосроч. прогнозов функционирования экономики; определение совместно с др. федеральными органами исполнит, власти потребности в государственных финансовых централизованных ресурсах. Минфин РФ подготавливает предложения о распределении финанс. ресурсов между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. На Минфин РФ возложено составление проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета, представление их в Правительство РФ. При этом Минфин РФ разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и др. платежей, размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации. Для обеспечения проведения государственной финансовой политики Минфин РФ направляет деятельность мин-в финансов и др. финанс. органов в субъектах Федерации на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производств, и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономич. развития соотв. территорий. В этих же целях Минфин РФ организует и проводит работу по совершенствованию методов и форм деятельности финансовых органов РФ по повышению профессион. уровня их работников, а также издает методич. указания, инструкции и др. документы по вопросам составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении, организации работы финансовых органов и выполнения ими своих функций, включая осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. Минфин РФ осуществляет методич. руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производств, и социально-культурной сфер, отчетности и устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет доходов и расходов организаций, финансируемых из бюджета. Минфин РФ организует исполнение федерального бюджета, предварительный и текущий контроль за его исполнением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета пр-тиям, учр-ниям и opr-циям, а также средств гос. внебюджетных фондов, составляет отчеты об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за истекший год и представляет их в Правительство РФ. Совместно с др. федеральными органами исполнительной власти Минфин РФ анализирует ход преобразований в экономике, состояние экономики и финансов отраслей нар. хоз-ва и регионов и разрабатывает предложения по повышению эффективности хозяйствования. Кроме того, с участием др. федер. органов Минфин РФ разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики, развитию налогового законодательства и налоговой системы в РФ, исходя из необходимости обеспечения устойчивости государственных финансов, оптим. финанс. условий для производственно-хозяйств. деятельности пр-тий, орг-ций и предпринимательской деятельности граждан и социально справедливого перераспределения доходов. Одной из задач Минфина РФ является участие в определении ценовой политики, анализ уровня цен в стране и совершенствование ценообразования. Совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Центральным банком РФ Минфин РФ осуществляет меры по обеспечению товарно-ден. пропорций и сбалансированности ден. доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также подготавливает предложения по осн. направлениям денежно-кредитной политики РФ, улучшению состояния расчетов в нар. хоз-ве и совершенствованию организации ден. обращения. Минфин РФ разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов РФ. Кроме того, Минфин РФ согласовывает общий объем и условия выпуска долговых обязательств субъектами Федерации и докладывает об этом Правительству РФ, вместе с Центральным банком РФ обслуживает гос. внутренний долг. Минфин РФ составляет предложения по совершенствованию системы федеральных органов, участвует в подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда работников бюдж. учр-ний и орг-ций. Минфин РФ по поручению Правительства РФ сотрудничает с междунар. финанс. орг-циями, проводит с представителями этих орг-ций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики, участвует в переговорах о предоставлении этими орг-циями кредитов России; анализирует валютно-финанс. проблемы, связ. с междунар. экономич. сотрудничеством, подготовкой предложений по совершенствованию ва-лютно-финансовых и кредитных отношений с иностр. гос-вами; участвует в разработке валютно-кредитной политики, в формировании таможенной политики страны, в выработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин; составляет проекты программ внешних заимствований, организует привлечение в экономику страны иностр. кредитных ресурсов, осуществляет обслуживание гос. внешнего долга и задолженности иностр. гос-в РФ, ведет государственную книгу внешнего долга РФ. На Минфин РФ возложено методическое руководство бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных орг-циях), утверждение плана счетов, типовых форм бух. учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации. Минфин РФ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематич. проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Минфин РФ организует: проведение аудита в РФ (кроме аудита в банковской системе), аттестации по аудиту пр-тий, их объединений, орг-ций и учр-ний, товарных и фондовых бирж, инвестиц., пенс, обществ, и др. фондов, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность; ведение государственного реестра выдачи квалифи-кац. аттестатов аудиторам; лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов и общего аудита и ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских фирм, получивших лицензии. В задачи Минфина РФ входят: организация и проведение пробирного надзора, рассмотрение проектов планов отпуска дра-гоц. металлов и драгоц. камней, проектов планов сдачи драгоц. металлов и драгоц. камней в виде лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, установление расчетных, отпускных и др. видов цен на драгоц. металлы и драгоц. камни; осуществление контроля за их извлечением, переработкой, использованием, учетом и хранением, реализацией на внешнем рынке; выдача соотв. регистрац. удостоверений орг-циям, осуществляющим сделки с драгоц. металлами и драгоц. камнями. Минфин РФ лицензирует деятельность страховых орг-ций и осуществляет надзор за их деятельностью, ведет единый государственный реестр страховщиков, контролирует обеспечение их платежеспособности. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр финансов имеет право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции, иные нормативно-правовые акты и давать указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнит, власти, пр-тиями, учр-ниями и орг-циями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. Он наделен исключительными полномочиями по ряду осн. вопросов, связанных с расходованием бюджетных средств. В Министерстве образуется коллегия (министр, его заместители по должности, др. руководящие работники центрального аппарата министерства, утверждаемые Правительством РФ, и др.). Коллегия рассматривает осн. вопросы организации работы по совершенствованию финансового механизма, составлению проекта и исполнению федерального бюджета, иные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и другие наиболее важные вопросы деятельности министерства. Структура и штатное расписание центр, аппарата министерства утверждаются министром в пределах установл. численности работников и фонда оплаты труда. Министр также утверждает смету расходов на содержание министерства в пределах выделяемых ассигнований, а также положения о самостоятельных структурных подразделениях Минфина РФ.