(англ. taxation limit) - определение верхнего предела налоговых изъятий, позволяющих осуществлять фискальную политику, стимулировать развитие научно-производственной деятельности во всех сферах экономики, осуществлять социально-экологич. программы страны. Верхний предел налогового изъятия не может быть универсальным для всех гос-в. Он обусловлен особенностями социально-экономич. истории страны. Уровень налоговых изъятий в малых унитарных гос-вах выше, чем налоговое бремя в территориально больших социально- и культурно-дифференцированных федеративных гос-вах. Уровень налоговых изъятий в стране зависит от темпов экономич. роста и соц. нагрузки гос-ва. При более высоких темпах экономич. роста значительно расширяется налоговая база, гос-во может увеличивать налоговые поступления, что позволяет ему расширять соц. программы и увеличивать соц. нагрузку на бюджет. В наст, время имеет место обратная тенденция. Темпы экономич. роста многих развитых стран снижаются, что означает увеличение доли налоговых изъятий в ВВП, т.е. налоги приближаются к своей верхней границе, за к-рой начинаются симптомы финанс. кризиса. Это означает, что при цикличном развитии экономики налоговое давление возрастает на стадии спада и, наоборот, на стадии подъема груз налоговых изъятий уменьшается, т.е. они имеют противонаправленное движение. В период экономич. подъема уменьшается безработица, растут доходы юридич. и физич. лиц, увеличивается налоговая база и численность налогоплательщиков, растут поступления в бюджет, а значит, увеличиваются возможности гос-ва по удовлетворению соц. потребностей населения. В результате возрастает численность населения за счет увеличения рождаемости и роста продолжительности жизни. Финанс. ресурсов для обслуживания этих процессов достаточно. В период экономич. спада доходы производителей и потребителей падают, растет безработица, налоговая база уменьшается. Финанс. возможности гос-ва в удовлетворении соц. потребностей населения ограничиваются уменьшающимися налоговыми поступлениями. Для сохранения объема доходов бюджета уровень налоговых изъятий повышается и они упираются в верхнюю Г.н. Появляется разрыв между накопленными и продолжающими расти соц. обязательствами гос-ва и его ограниченными возможностями, зависящими от налоговых поступлений. Государства вначале пытаются решать эту проблему за счет нек-рого ограничения соц. благ внутри своих стран. Затем благодаря глобализации мировой экономики высокоразвитые страны, владеющие широким арсеналом экономич. и адм. инструментов гос. и негос. регулирования, принимаются за перераспределение финанс, трудовых и сырьевых ресурсов за счет менее развитых стран. Это позволяет им удержаться на верхней предельной границе налогового изъятия внутри страны. Нац. налогообложение ведет только к перекладыванию имеющихся финанс. ресурсов страны из одного кармана в др., но не к их увеличению. Чтобы выйти из замкнутого круга, предлагаются два пути: либерализация экономики, к-рая ведет к снижению уровня гос. обязательств, и повышение границы верхнего уровня налогообложения. Важным фактором, влияющим на уровень налогообложения, а значит, и на величину верхнего предела налогового изъятия, является инфляция. Чем выше инфляция, тем ниже налоговые изъятия. Др. дело, когда пропорции изменения могут быть не равными. При высокой инфляции и задержке налоговых поступлений происходит обесценение последних и, следовательно, падение гос. доходов даже при повышении налогового изъятия. В свою очередь, усиление налогового давления ведет к уклонению от уплаты налогов, и бюджет вновь недополучает средства. В результате происходит сокращение гос. финансирования. В наст. время уровень налоговых изъятий в развитых странах Западной Европы около 50% ВВП, в постсоциалистич. странах Восточной Европы - в интервале 40-50% ВВП. Для России уровень бюджетных доходов в ВВП установился на уровне 30%. При этом имеет место рост теневой экономики, уклонение от уплаты налогов, бегство капитала, долларизация наличного оборота, распространение денежных суррогатов. Это свидетельствует о том, что Г.н. практически достигли своего верхнего предела.