Инфляция

(англ. inflation) - устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике. Явление денежного рынка, проявляющееся в обесценении бумажных денег, к-рое, в свою очередь, отражает дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике. И. - многофакторное и многоаспектное явление, к-рое можно классифицировать на основе разл. критериев - по внешним проявлениям: И. открытая (цены растут) и подавленная (цены фиксированы, но существует дефицит товаров и услуг); по соответствию темпов роста разл. цен: сбалансированная (цены меняются в одинаковых пропорциях) и несбалансированная (цены изменяются в разных пропорциях); по степени соответствия прогнозам: прогнозируемая (ожидаемая) и непрогнозируемая; по темпам роста цен: умеренная (не превышает 10% в год), галопирующая (от 20 до 200% в год) и гиперинфляция (может составлять тысячи процентов в год). Уровень инфляции (л) определяют на основе сопоставления ср. уровня цен, измеряемого в свою очередь индексом цен: р -Р я = 1 О где Р, - ср. уровень цен в текущем году; Ро - ср. уровень цен в предыдущем году. Существуют разл. подходы к определению причин И. и ее влияния на произ-во. Согласно концепции спроса И. спроса (demand-pull inflation) порождается избыточными совокупными расходами (совокупным спросом), связанными с ростом ден. массы в экономике. Избыточный спрос может быть со стороны: потребителей -потребительская И.; бизнеса - инвестиционная И.; гос-ва - фискальная И.; внешних рынков - импортируемая И. И. спроса ведет к увеличению объемов произ-ва и способствует, как утверждают сторонники этой концепции, выходу экономики из кризиса. В рамках др. подхода причины И. связывают с сокращением предложения. Это т.н. И. издержек (cost-push inflation), когда сокращение совокупного предложения, ведущее к росту ср. уровня цен, обусловлено повышением ср. издержек на единицу продукции, к-рое, в свою очередь, инициируется ростом цен на факторы производства. Этот тип И. сопровождается спадом производства и нередко приводит к стагфляции, т.е. одновременному росту И. и безработицы на фоне спада произ-ва. Принято считать, что если для преодоления И. спроса необходима жесткая кредитно-денежная политика, то И. издержек в условиях рыночной экономики способна изживать себя сама - вслед за спадом произ-ва начинают сокращаться и издержки. Воздействие И. на экономич. положение хозяйствующих субъектов противоречиво. Высокая И. делает рискованным бизнес и сокращает размеры инвестиций. Как правило, И. невыгодна всем получателям фикси-ров. доходов (работникам бюджетной сферы, кредиторам и владельцам сбережений). Для тех, чьи доходы растут быстрее, чем уровень цен, существует возможность избежать ее негативных последствий. Диверсифицированные источники доходов, напр., от финанс. активов и недвижимости, позволяют их владельцам защитить себя от И. И. также может быть выгодна гос-ву, к-рое, финансируя дефицит бюджета за счет печатания денег, получает т.н. инфляционный налог (англ. inflation tax) от сепьоража. Антиинфляционную политику можно условно разделить на два типа - приспособление к И. или борьба с ней. В первом случае предполагается индексация доходов. Однако данная мера весьма ограниченна, поскольку 100%-ная индексация может породить инфляционную спираль «заработная плата - цены». Среди вариантов борьбы с И. - методы т.н. шоковой терапии. Ориентация на постеп. снижение темпов И., напротив, опирается на регулирующее воздействие гос-ва в сферах ценообразования, поддержки пред- принимательства, создания рыночной инфраструктуры, а также небольшое плавное снижение ден. массы.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Общеэкономические и общефинансовые понятия / Инфляция