состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно в отсутствие конкуренции. Товары, производимые естественными монополистами, обычно не могут быть заменены в потреблении др. товарами, поэтому имеют устойчивый спрос независимо от изменений цены. Естественная М. основана на фактич. владении имуществом (ж.-д. транспорт, почта, энергосистемы, трубопроводный транспорт, уникальные природные ресурсы) в отраслях, где долгосрочные ср. издержки минимальны, если рынок обслуживает один экономический субъект. Произ-во продукции одним естественным монополистом при любом выпуске выгоднее, чем произ-во двумя или более фирмами. Иными словами, для др. фирм на этом рынке не остается места и можно удовлетворить спрос на данный продукт с затратами, меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирмы. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара (научно-технический прогресс в нек-рых условиях может разрушить такую монополию). Поскольку Е.м., находясь вне конкуренции, способна устанавливать монопольные цены, диктовать условия продажи своих товаров и услуг и самостоятельно устанавливать стандарты их качества и т.п., возникает необходимость в гос. регулировании деятельности Е.м. даже в условиях экономики свободного рынка. Правовые основы политики гос-ва в отношении Е.м. в РФ определяет Федеральный закон «О естественных монополиях» (1995). Он направлен на «достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий». Методы регулирования: ценовые (установление цен и тарифов или их предельного уровня); определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и( или) установление миним. уровня их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения потребностей в товаре, производимом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности гос-ва, охраны природы и культурных ценностей. Эти методы применяются к конкретному субъекту Е.м. на основе анализа его деятельности. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание: издержки произ-ва (реализации) товаров, в т.ч. заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и др. платежи; стоимость осн. производств, средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной продажи товаров по разным ценам (тарифам); удаленность разл. групп потребителей от места произ-ва товаров; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; гос. дотации и др. меры гос. поддержки. Законом через органы регулирования (федеральные комиссии), наделенные высокими полномочиями, регулируется деятельность субъектов Е.м. в след. сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по материальным трубопроводам;транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрич. и тепловой энергии; ж.-д. перевозки; услуги трансп. терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрич. почтовой связи.