централизованный фонд денежных средств (ассигнований), выделяемый в законодательном порядке на национальную оборону и другие военные нужды из государственного (федерального) бюджета в течение финансового года. Военный бюджет - важнейший стоимостный инструмент реализации военно-экономической, военно-финансовой, военно-технической, военно-социальной, военно-научной и военной политики государства. Он играет важную роль в обеспечении обороноспособности и военной безопасности государства, функционировании всех потенциалов, на которых они базируются. Военный бюджет охватывает часть общих военных расходов государства (см. Расходы военные) и характеризует величину военных затрат, официально признанной национальной бюджетной статистикой. Состав военного бюджета государств в связи с особенностями национальных бюджетных классификаций существенно различается. Вместе с тем во всех государствах основным компонентом военного бюджета выступает бюджет министерства обороны. Военный бюджет может также включать официально признаваемые военные программы других министерств и ведомств, в т.ч. расходы на: разработку и производство ядерного оружия; военно-космические программы; военную помощь; подготовку экономики к войне и т.п. В ФРГ офицальный военный бюджет признается часть расходов федеральной программы «Общегосударственная деятельность» в виде подпрограммы «Национальная оборона». Военный бюджет ФРГ включает: бюджет министерства обороны; затраты на гражданскую оборону; затраты на содержание иностранных вооруженных сил на территории ФРГ. В США офицальным военным бюджетом считается фонд денежных средств по программе «Национальная оборона», которая выделена в расходах федерального бюджета по функциональной структуре. Эта программа включает: бюджет министерства обороны; военные программы: министерства энергетики (на разработку и производство ядерного оружия), ФЕМА (на гражданскую оборону и мобилизацию подготовку экономики), ФБР (на некоторые контрразведывательные операции), Национального научного фонда (на военно-ориентированного исследования); службы выборочного призыва; министерства транспорта (на резерв транспортных средств). Кроме того, в США в состав военного бюджета входит часть затрат на содержание центр, аппарата и пенс, обеспечение сотрудников ЦРУ (расходы на военную помощь и Службу береговой охраны не включаются). В ведущих зарубежных государствах при формировании военного бюджета используют программно-целевой подход, наиболее полно реализованный в системе «планирование- программирование - разработка бюджета» (см. Программирование финансовое), которая была внедрена в США в начале 60-х годов. Основу для составления военного бюджета образуют запросы на финансирование конкретных военно-целевых программ. Рассмотрением проекта военного бюджета (в рамках проекта федерального бюджета) в обеих палатах Конгресса США занимаются непосредственно комитеты по делам вооруженных сил, в составе которых имеются подкомитеты, ответственные за выработку решений по основным функциональным направлениям деятельности министерства обороны в рамках правительств, программы расходов. Число и состав подкомитетов меняются в зависимости от приоритетов военной политики и задач военного строительства. Рассмотрение проходит в два этапа. На 1-м этапе подкомитеты, проанализировав проект военного бюджета по своим статьям, передают его в комитет по делам вооруженных сил соответствующие палаты Конгресса с целью выработки заключения. На 2-м этапе, после утверждения предварительного бюджета резолюции и правительственной программы расходов, проект федерального бюджета и его составная часть - Военный бюджет - рассматриваются в комитетах по ассигнованиям палаты представителей и сената. Однако если на 1-м этапе военный бюджет анализируют по конкретным статьям, то на 2-м этапе лишь обсуждают общую сумму ассигнований, необходимых для финансирования военных расходов. Процедура рассмотрения на обоих этапах одинакова: подкомитеты, комитеты по ассигнованиям, согласительная комиссия из представителей комитетов по ассигнованиям обеих палат. Имеющиеся расхождения по проекту федерального бюджета и его составной части - военный бюджет - окончательно регулируются согласительной комиссией Конгресса. После утверждения федерального бюджета США и в его составе военного бюджета организуется исполнение бюджета. В ведущих зарубежных государствах исполнение военного бюджета включает: финансирование; расходование военно-бюджетных ассигнований; осуществление финансового контроля; ведение финансового учета и анализа; составление отчетности. В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (1999, вступил в силу с 2000) составление проекта военного бюджета, его исполнение, контроль за использованием выделенных ассигнований отнесены к ведению федеральных исполнительных органов власти. В ведении федеральных представительных органов власти находятся: рассмотрение в установленном порядке проекта военного бюджета в составе проекта федерального бюджета, его утверждение, контроль за исполнением и утверждение отчета об его исполнении. БЮДЖЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ЕС) 1) межгосударственный централизованный фонд денежных средств стран - членов Европейского Союза; 2) основной финансовый документ (финансовый план), в соответствии с которым происходит мобилизация и расходование средств Европейского Союза. Впервые составлен на 1958. Процедура разработки бюджета ЕС включает несколько этапов. В соответствии с Маастрихтским договором (ст. 203) исполнительный орган ЕС -Европейская комиссия - составляет предварит, проект бюджета и направляет его в Совет министров ЕС, который, в свою очередь, подготавливает окончательный проект бюджета и передает его в Европейский парламент. Полномочия Парламента при утверждении бюджета ЕС неодинаковы. В отношении обязательных расходов (например, выделение ресурсов на проведение общей сельскохозяйственной политики) Парламент не имеет права отклонить предложения Совета, но может рекомендовать свои предложения. Однако по необязательным расходам (финансирование управленческого. аппарата и других программ) позиция Парламента является определяющей. Получив замечания и предложения Парламента, Совет повторно рассматривает проект бюджета. Внесения исправления по обязательным расходам являются окончательными, по необязательным - вновь передаются Парламенту. Последний вправе внести дополнения по необязательным расходам. Затем Парламент принимает окончательное решение по бюджету. Принятый бюджет приобретает силу закона после его подписания председателем Парламента. Доходная часть бюджета до 1970 формировалась за счет взносов государств-членов ЕЭС. Решением Совета министров от 21 апр. 1970 были созданы собственный ресурсы ЕЭС. Основные источники их формирования: отчисления государств-членов в размере 90% поступлений от общего таможенного тарифа (common customs tariff) на продукцию, импортируемую в ЕС из стран-нечленов ЕС, сборы, взимаемые с импорта сельскохозяйственной продукции, ввозимой в ЕС из третьих стран, 1% поступлений от собираемого налога на добавленную стоимость; отчисления государств-членов в соответствии с их ВНП (начиная с 1988 - принятия Пакета Делора-I). В сумме собственные ресурсы ЕС составляют 1,2% совокупного ВВП (ранее - ВНП) стран ЕС (планируется увеличение их объема до 1,27%). Таблица 2 Собственные ресурсы ЕС на 2000 финансовый год (млн евро) Австрия 2289 Италия 11595 Бельгия 3339 Люксембург 215 Великобритания 12018 Нидерланды 5307 Дания 1791 Португалия 1279 Германия 23014 Финляндия 1290 Греция 1428 Франция 15258 Ирландия 990 Швеция 2450 Испания 6450 Итого 88713 (Источник. Official Journal the European Communities. Vol. 43. 14 February 2000. - Р134.) Расходная часть бюджета ЕС включает несколько позиций, главная из которых - финансирование общей сельскохозяйственной политики в форме экспортных субсидий, закупок части продукции по интервенционистским ценам и субсидий производителям на совершенствование и рационализацию методов сельскохозяйственного производства. Доля расходов на проведение общей сельскохозяйственной политики, достигавшая в начале 80-х гг. 2/3 всех бюджетных расходов и выше, в последние годы составляет примерно 50%. Изменение финансирования деятельности ЕС было определено принятием Пакета Делора-I (февр. 1988). В соответствии с этим решением помимо роста объема собственных ресурсов ЕС предусмотрено ограничение расходов на финансирование общей сельскохозяйственной политики и рост финансовых ресурсов (структурных фондов). В результате доля структурных фондов ЕС возросла примерно с 20 до 36%. Тем самым в деятельности ЕС увеличились ассигнования на региональное и социальное развитие. В связи с намечаемым расширением ЕС в соответствии с решением Европейского совета в Берлине (25 марта 1999) запланировано выделение помощи вновь принимаемым членам. Проверку исполнения бюджета ЕС и его учреждений осуществляет особый институт ЕС - Палата аудиторов (Счетная палата), созд. в 1975. На основе ее выводов Европейский парламент принимает соответственное заключение.
|
||||
|
|
|
|