(англ. insurance market) - сфера формирования спроса и предложения на страховые услуги. Выражает отношения между разл. страховыми организациями (страховщиками), предлагающими соответств. услуги, а также юридическими и физическими лицами, нуждающимся в страховой защите. Р.с. предполагает конкуренцию независимых страховых организаций за привлечение страхователей, мобилизацию ден. средств в страховые фонды, побуждая к разработке и внедрению новых видов страхования, совершенствованию их условий, ориентированных на интересы конкретных социально-экономич. групп населения, потребности пр-тий разных отраслей хозяйства и форм собственности. Складывающаяся на Р.с. конкуренция - важный фактор качественного улучшения страхового дела и оптимизации расходов на страхование. Возникновение Р.с. в Российской Федерации обусловлено преодолением монополии государства на проведение страхования (см. Страхование государственное) и созданием первых, т.н. альтернативных страховых компаний (обществ). Толчок этому процессу дал Закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988. В нем предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и имущественные интересы в органах гос. страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования. Кооперативные организации стали проводить разл. операции по имущественному и личному страхованию Значит, роль в ускорении создания негосударственных страховых организаций сыграло утвержденное СМ СССР «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» (19 июня 1990) и постановление «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16 августа 1990). Последнее постановление прямо ориентировало на то, что на рынке могут действовать конкурирующие между собой гос.. акц., взаимные и кооперативные общества, к-рые могут проводить разнообразные виды страхования. Определяющим для развития Р.с. явился Закон Российской Федерации «О страховании» (1992) (в редакции от 31 дек. 1997 закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), установивший, что страховщиками могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие соответствующую лицензию. На 1 янв. 2000 в Государственном реестре было 1532 страховые организации, из них закрытые акц. общества - 607, открытые акц. общества - 382, общества (товарищества) с огранич. ответственностью - 513. организации др. форм - 30. Ежегодно создаются новые страховые компании. Одновременно многие компании прекращают свою деятельность. В целом кол-во страховых организаций сокращается: на 1 янв. 1995 в Госреестре их было 2742. Лишены страховой лицензии гл. обр. мелкие компании, занимавшиеся конъюнктурными видами страхования (банковские кредиты, «возвратное» зарплатное страхование и т.д.), а также организации, действовавшие по принципу финансовых пирамид или не сумевшие профессионально организовать дело. Для российского Р.с. характерна значит, дифференциация страховых организаций по размеру уставного капитала (на 1 янв. 2000 лишь у 116 он превышал 10 млн р.). С 1 янв. 2000 минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, должен быть: не менее 25 тыс. МРОТ - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. МРОТ - при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. МРОТ - при проведении исключительно перестрахования. Р.с. Российской Федерации характеризуется значит, динамикой роста страховых взносов и выплат по всем видам страхования. За 2000 поступления взносов по всем видам страхования составили 171 млрд р., или 2,5% по отношению к ВВП. Преобладают поступления по добровольному страхованию, хотя значительная доля приходится и на обязательное страхование. В добровольных видах приоритет имеет личное страхование, далее имущественное страхование. Слабо развито страхование ответственности. Значительна концентрация средств. На долю 100 крупнейших страховых компаний в 1999 приходилось 76,1% всех поступивших страховых взносов. Существенной чертой Р.с. России выступает его региональная структура: наибольшая концентрация страховых поступлений в г. Москве, затем в порядке убывания: Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Самарская, Московская, Кемеровская, Иркутская, Челябинская области, Красноярский край, Республика Татарстан (первая десятка). Неотъемлемой частью Р.с. выступает его инфраструктура: страховые агенты и страховые брокеры, непосредственно заключающие договоры страхования или подготавливающие их; аварийные комиссары, сюрвейеры и др. специалисты, участвующие в определении страхового случая, страхового возмещения и составлении необходимых документов; юристы и эксперты, представляющие интересы как страхователей, так и страховщиков при заключении и исполнении договоров страхования; аудиторы, обеспечивающие обязат. проверку годовых балансов, счетов прибылей и убытков страховщиков. Развитие Р.с. нуждается в гос. надзоре и регулировании. Государственный страховой надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (см. Федеральная служба страхового надзора). Предупреждение, ограничение и пресечение монополии на Р.с. обеспечивается Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. В целях защиты российского Р.с. законодательство 1992 предусматривало ограничения на деятельность иностранных страховщиков. Им предоставлялось право создавать на территории России акц. страховые общества или товарищества с огранич. ответственностью с долей иностранного инвестора не более 49% (на 1 янв. 1998 было 70 таких обществ). Деятельность зарубежных страховщиков или их посредников (брокеров, агентов) по заключению договоров страхования в России не допускалась. Однако имели место нарушения российского законодательства, к-рые не всегда удавалось предотвращать. Федеральным законом от 31 декабря 1997 сняты ограничения на посредническую деятельность по заключению договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ (см. «.Зеленая карта»). Соглашение, подписанное Президентом РФ на о. Корфу 24 июня 1994, а также предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) открывают российский Р.с. для зарубежных страховщиков. Процесс этот будет постепенным, учитывающим социально-экономич. условия развития России, интересы российских страхователей и страховщиков. Он требует создания соответств. законодат. базы. Важным является согласование правовых норм для активного сотрудничества страховщиков России и стран СНГ. Изменения и дополнения, внесенные в закон об организации страхового дела 20 ноября 1999, предусматривают возможность деятельности на территории России дочерних обществ иностранных страховых и перестраховочных компаний, к-рые осуществляли страховую деятельность в своих странах не менее 15 лет и не менее двух лет участвовали в деятельности страховых организаций, созданных в России. Для компаний, где доля иностранного инвестора превышает 49%, или созданных полностью за счет иностр. капитала, установлены повышенные (в 6-10 раз) требования к размеру уставного капитала. Ограничена сфера их возможной деятельности: они не могут осуществлять страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для гос. нужд, а также страхование имущественных интересов гос. и муницип. организаций. В мировой практике различают Р.с. - государственный (национальный), региональный и международный. Национальный регулируется законодательством страны. Региональный (напр., в рамках ЕС. арабских стран) функционирует или на базе общего законодательства, или соглашений соответств. страховщиков. Международный Р.с. формируется, как правило, по видам страхования, связанным с внешнеэкономич. сотрудничеством стран. Для решения глобальных вопросов таких видов страхования создаются союзы (ассоциации), напр. Международный союз морского страхования (основан в 1874), Международный союз авиационных страховщиков (основан в 1934) и др. Российские страховщики активно взаимодействуют с междунар. рынком по линии перестрахования крупных рисков, участвуют в деятельности профессиональных объединений. Интеграция российского и международного Р.с. расширяется.