(др. русск. пошьлина - «старинный обычай»: чыпо пошьло есть от пошьлъ ~ старинный, исконный; англ. fee) - 1) вид оплаты, ден. сбор, взимаемый некоторыми государственными и местными учреждениями (судом, арбитражем, таможней, нотариатом и т.д.) за оказание законно установленных услуг, т.е. выполнение их функций; 2) денежная повинность, взимаемая в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. П. бывает простая и пропорциональная. В определенных законодательством случаях П. подлежит возврату. Исторически в ср. века П. назывались взимаемые гос-вом, городами и отд. феодалами сборы за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т.д. С укреплением централизованной власти взимание П. стало монополией гос-ва. В совр. гос-вах П. представляет собой разновидность налогов на обращение. Такой П. напр., является гербовый налог. Наиб, распространение имеют регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные П. Часто понятия налога и П. (как и сбора) в экономич. лит-ре отождествляются, хотя они имеют нек-рые чисто теоретич. различия. П. не является ценой услуги или ее элементом, хотя уплачивается в связи с оказанием услуги. Так, уплата П. при подаче искового заявления в суд сопря- жена с правом конкретного лица на судебную защиту, но связана с общественно-полезной функцией суда -поддержанием режима законности. П. предназначены для покрытия затрат гос-ва по осуществлению тех или иных функций. П. не обусловливает существование гос. органа, т.к. он может финансироваться из др. источников. Напротив, взимание П. обусловлено реализацией к.-л. гос. органом своих функций. Уплата П. производится только теми лицами, к-рые вступают в отношения с соотв. органом, т.е. в результате свободного выбора плательщика, тогда как обязанность уплаты налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения. Характер П. (как сборов) предполагает использование др. принципов при определении размеров платежа, чем при налогообложении: учет платежеспособности лица не является отправным моментом. Размер П. (сбора) определяется из размера и характера услуги, но это не означает абс. свободы при назначении размера платежа. Размер П. (сбора) должен быть обоснован; в тех случаях, когда платеж с разумной т.з. несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или расходом, понесенным гос. органом, пошлинный принцип можно считать нарушенным. Кроме этого, размер П. (сбора) не должен ограничивать возможность граждан использовать их конституционные права, возможность получать от гос-ва те или иные услуги, т.к. эти права предоставляются вне зависимости от внесения к.-л. платежей. Напр., право граждан на образование гос-во должно финансировать за счет налогов, а не П. и сборов, иначе возник бы «барьер доступности» образования. В конституциях ряда стран (напр., Германии) содержатся запреты требовать возмещения за оказание подобного вида услуги. В налоговых системах нек-рых гос-в П. не являются налоговыми платежами. Так, в Республике Беларусь все виды П. входят в систему неналоговых источников формирования бюджета. П. классифицируют по характеру услуг, в связи с к-рыми они возникают. Выделяют П., взимаемые в связи с предоставлением адм. услуг (напр., за рассмотрение ходатайства о приобретении или прекращении гражданства), пошлины, взимаемые за предоставление к.-л. права (напр., за выдачу разрешений на право охоты), и пошлины, взимаемые как компенсация за определ. расходы, понесенные об-вом в интересах конкретных лиц (напр., пошлины с владельцев крупнотоннажных трансп. средств, оказывающих повышенное разрушительное действие на дороги). Выделяют пошлины, взимаемые в определ. сферах гос. деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др. В российском законодательстве существует три вида пошлин: гос., регистрационная и таможенная. Гос. пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда документов и др.), за предоставление особого права (право на охоту). Регистрационные П. взимаются, напр., при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, пром. образец, полезную модель. Таможенные пошлины взимаются в связи с совершением экспортно-импортных операций.