1) предусмотренная налоговым законодательством возможность участника налоговых правоотношений (государственных органов) осуществлять определенные действия или требовать известных действий от других участников этих правоотношений (налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов); 2) право должностных лиц налоговых органов совершать определенные действия от имени представляемого налогового органа. Согласно общепринятой практике руководители налоговых органов в рамках своей компетенции вправе без предъявления специального документа (доверенности) выступать в суде истцом и ответчиком по искам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц) к налоговым органам. В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ (1998 с учетом измен, и доп. 1999 и 2000) к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, наделенным Н.п., отнесены: Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения (налоговые органы); Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (таможенные органы); органы государственных внебюджетных фондов; Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения (органы налоговой полиции); Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, автономных областей и округов, районов и городов (финансовые органы); государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления. Во взаимоотношениях с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами указ. гос. органы выступают как представители государства по вопросам, отнесенным НК РФ к их компетенции (совокупности прав и обязанностей). В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения (территориальные управления и инспекции), соответственно только они обладают Н.п., предусмотренными ст. 31 и ст. 32 НК РФ. В их компетенцию входит осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджет; взыскание недоимок; проведение налоговых проверок; осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях, совершенных налогоплательщиком (плательщиком сборов или налоговым агентом) и др. Они несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия их должностных лиц. Согласно ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством. В случаях, когда законодательство о налогах и сборах возлагает обязанности по налоговому контролю на государственные внебюджетные фонды, эти органы также пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее подразделения, являясь правоохранительным, а не налоговым органом, выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. В соответствии со ст. 36 НК РФ они полномочны: проводить дознание и предварительное следствие по делам, связанным с налоговыми преступлениями; осуществлять оперативно-розыскную деятельность; участвовать по запросу налоговых органов в налоговых проверках. Полномочия на проведение самостоятельных проверок у них возникают лишь при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, т.е. на уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере. (В случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, органы налоговой полиции принимают решение о возбуждении уголовного дела. Если состава преступления не обнаружено, но имеются налоговые правонарушения, материалы проверки направляются в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.) Поскольку Н.п. в области налоговых преступлений отнесены к компетенции ФСНП РФ, то налоговые органы при выявлении в ходе проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки состава преступления, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В компетенцию финансовых органов входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора (отсрочке, рассрочке, налогового кредита). В части федеральных налогов решение об изменении срока уплаты налога и сбора принимает Министерство финансов РФ, по региональным и местным налогам -соответственно финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования. Государственные органы исполнительной власти вправе принимать постановления о списании безнадежных долгов (недоимок) по налогам и сборам: по федеральным налогам и сборам - Правительство РФ; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительные органы субъектов РФ и местного самоуправления. Реальность выполнения Н.п., предоставленных участникам налоговых правоотношений, гарантируется государством. В случае, если налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты препятствуют выполнению обладателем Н.п. своих обязанностей, он может обратиться в суд, арбитражный суд или иной государственный орган для защиты своих прав.