один из видов прямых реальных налогов, объектом которого является эмиссия и обращение ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Появление Н. на о. с ц.б. связано с расширением процесса акционирования предприятий и развитием фондового рынка. Ставки налога устанавливаются в процентах к номинальной сумме эмиссии (выпуска) и к цене договора и дифференцируются в зависимости от вида операций и выпускаемых ценных бумаг. Распространенная льгота по Н. на о. с ц.б. - освобождение или льготное обложение гос. облигаций и местных займов. В Российской Федерации Н. на о. с ц.б., введенный с 1992 Законом РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» (1991, в ред. 1995 и 1998), относится к федеральным налогам и полностью зачисляется в федеральный бюджет. Плательщики Н. на о. с ц.б. - юридич. лица, выступающие в роли эмитентов ценных бумаг на тер. РФ. Объектом обложения выступает номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При увеличении уставного капитала (в т.ч. путем увеличения номинальной стоимости акций) обложению подлежит сумма прироста уставного капитала. Объектом обложения Н. на о. с ц.б. не является номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ: при осуществлении их первичной эмиссии (при учреждении акц. об-ва); при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ; при образовании акц. об-в результате их реорганизации в форме слияния, разделения или выделения; при их конвертации в акции др. акц. об-ва, к к-рому осуществляется присоединение (если она не превышает размера уставного капитала присоединяемого акц. об-ва); при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции др. типа без изменения размера уставного капитала; при консолидации или дроблении размещенных ранее акций акц. об-ва без изменения размера его уставного капитала; в случае уменьшения акц. об-вом своего уставного капитала путем понижения номинальной стоимости акций. Н. на о. с ц.б. в виде платы за регистрацию -эмиссии уплачивается эмитентом в размереО,8% номинальной суммы выпуска одновременно с представлением документов на регистрацию выпуска ценных бумаг Источник уплаты - прибыль орг-ции после налогообложения. В случае отказа уполномоченных органов в регистрации налог не возвращается. При повторном представлении документов на регистрацию налог взимается повторно. Расчет Н. на о. с ц.б. представляется в налоговый орган в произвольной форме в 3-дневный срок после уплаты налога. В перспективе Н. на о. с ц.б. предполагается заменить на гос. пошлину за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг. НАЛОГ НА ПЕРЕПРОДАЖУ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ устанавливается на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991). Объект налогообложения-сумма сделки (купли-продажи) от перепродажи автомобилей, вычислительной техники (ВТ) и персональных компьютеров (ПК). Источник налога для юридич. лиц - прибыль, остающаяся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, а для физич. лиц - средства, полученные от реализации. Плательщики налога - юридич. и физич. лица, перепродающие автомобили, ВТ и ПК как по прямым сделкам, так и через посреднические организации (государственную, кооперативную и комиссионную торговлю). Предприятия, включая посреднические, осуществляющие торговлю автомобилями по лицензиям и уплачивающие лицензионные платежи как за торговлю подакцизными товарами, данный налог не уплачивают. Ставка налога устанавливается решениями районных и городских органов власти. Размеры ставок не должны превышать 10% суммы сделки. Органы нотариальных контор, ГАИ (ГИБДД) или иные органы, на к-рые возложены обязанности по оформлению сделок купли-продажи, выдают юридич. и физич. лицам со- ответствующие документы на право владения собственностью при наличии квитанции (платежного документа) на уплату данного налога. Налог уплачивается в сроки совершения сделки. Юридич. лица уплачивают налог путем перечисления средств со своих счетов в учреждениях банка в доход соответствующего местного бюджета. Физич. лица -через учреждения сберегательного банка. Местные администрации имеют право снизить размер ставки или освободить от уплаты налога полностью или частично отд. категории налогоплательщиков, реализующих автомобили, ВТ или ПК не в целях извлечения дополнительного дохода. Порядок зачисления налога в бюджет разл. уровня определяется местными органами власти. Данный налог упраздняется с введением налога с продаж на соотв. территории. НАЛОГ НА ПОКУПКУ ИНОСТРАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ регламентируется одноименным Федеральным законом (1997), а также законами РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991) и «О Государственной налоговой службе РСФСР» (1991 с учетом изм. и доп). К платежным документам в данном случае относятся чеки, аккредитивы и др. документы (цепные бумаги), выраженные в иностр. валюте. Объект обложения - операции по покупке за рубли иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностр. валюте. Не являются операциями по покупке наличной иностр. валюты расчеты в иностр. валюте, осуществляемые владельцами пластиковых карт с рублевых карточных счетов (вклады на к-рые осуществляются в рублях), за исключением получения наличной иностр. валюты, а также покрытие рублевых перечислений за счет средств в иностр. валюте со счетов владельцев пластиковых карт при осуществлении платежей в рублях с указанных валютных карточных счетов (вклады на к-рые осуществляются в иностр. валюте). Ставка налога устанавливается в размере 1% налоговой базы. Налоговая база - сумма в рублях, уплачиваемая при совершении след. операций: покупки наличной иностр. валюты за наличные рубли; покупки платежных документов в иностр. валюте за наличные рубли; выплаты с валютных счетов наличной иностр. валюты физич. лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов; покупки у физич. лиц за наличные рубли иностранных денежных знаков, не подлежащих обращению из-за дефектов; выдачи иностр. валюты владельцам пластиковых карт с рублевых карточных счетов. В налоговую базу включаются также суммы возврата банковских вкладов (депозитов), открытых в рублях, и начисленных по ним процентов, если их погашение производится в наличной иностр. валюте. При выплате наличной иностр. валюты физич. лицу в случае конвертации средств с рублевых счетов налог исчисляется по курсу коммерч. банка или иной кредитной организации, действующему на день фактич. выплаты иностр. валюты. При этом выдача наличной иностр. валюты, поступившей на валютный счет с рублевого счета физич. лица, осуществляется сверх сумм, внесенных самим физич. лицом, а также иных поступлений на этот валютный счет, кроме поступлений, связанных с приобретением наличной иностр. валюты. Не подлежат обложению налогом операции по выдаче наличной иностр. валюты в погашение депозитов, открытых в иностр. валюте, включая выдачу наличной иностр. валюты с валютных счетов, а также по покупке наличной иностр. валюты кредитными орг-циями у ЦБ РФ и у др. кредитных орг-ций. Плательщики налога - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также физич. лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридич. лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; иностранные юридич. лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств; филиалы, представительства российских и иностранных юридич. лиц. Не являются плательщиками данного налога орг-ции, деятельность к-рых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также ЦБ РФ. Удержание налога производится кредитными орг-ци-ями, производящими операции с наличной иностр. валютой, в момент получения плательщиками налога наличной иностр. валюты. Суммы налога перечисляются кредитными орг-циями в федеральный бюджет (60%) и бюджеты субъектов РФ (40%), на территориях к-рых произведены операции по покупке наличной иностр. валюты, не позднее дня, следующего за днем удержания налога. В случаях неперечисления или несвоевременного перечисления сумм соответствующего налога в бюджеты указанные кредитные орг-ции несут ответственность в соответствии со статьями 13 и 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы или части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты.