(англ. national accounts) - система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде набора счетов и таблиц с целью получения полной картины экономической деятельности страны. СНС как статистическая модель рыночной экономики направлена на информационное обслуживание органов гос. и межгос. управления для принятия ими решений в области формирования и проведения экономич. политики на микро- и макроуровне. Первая версия СНС ООН разработана в 1952. В 1953 ООН был принят документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», в 1968 - второй стандарт ООН, в 1993 - соврем, междунар. стандарт СНС. В его разработке приняли участие ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евростат и др. СНС применяется более чем в 150 странах. СНС используется для оценки макроэкономич. среды гос-ва в целях инвестирования, развития внешнеэко-номич. связей, прогнозирования и сравнения экономич. развития с междунар. стандартами. В основе построения СНС лежат экономич. категории, осн. из к-рых - произ-во, потребление, валовое накопление. В СНС используются понятия и данные бух. учета. Содержания понятий, принятые в экономич. теории и в бух. учете, часто не совпадают. Так, в СНС используют понятие альтернативных издержек (англ. opportunity cost), принятое в экономической теории, для оценки стоимости товаров и активов, использованных в процессе произ-ва, по рыночным ценам, существ, в период произ-ва. Этот способ оценки стоймости товаров и активов рассматривают как оценку стоимости замещения. Непосредственное применение данных бух. учета о стоимости использованных в про-из-ве товаров и услуг в ценах приобретения в условиях инфляции приводит к недооценке издержек произ-ва в их экономим, понимании и искажению величин др. показателей СНС (в части., прибыли). Необходимое условие построения СНС - четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во мн. случаях у разработчиков СНС возникают трудности в отнесении нек-рых видов деятельности или операций к той или иной категории. Напр., к таким вопросам относится отражение в СНС расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление). В целях обеспечения однозначного понимания категорий СНС ее разработчиками и потребителями в СНС ООН сформулированы общие принципы решения сложных вопросов, согласованные на междунар. уровне. Использование стандартных определений и классификаций в СНС дает возможность получать сопоставимую информацию об экономич. деятельности разл. стран. С появлением СНС изменяются, уточняются и вводятся новые счетные категории. Изменяется представление о производств, и экономич. деятельности, ее границах и результатах; пересматривается отношение к сфере услуг и ее участии в экономич. деятельности; уточняются понятия продуктов, товаров и услуг; вводятся понятия трансфертов, резидентов и нерезидентов, экономич. территории, внутренней и нац. экономики; уточняются принципы классификации отраслей экономики и вводится новое для отечеств, практики деление экономики на сектора и др. Так, институциональные единицы в соответствии с типами их экономич. поведения группируются по секторам. В СНС выделяют шесть институц. секторов: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; остальной мир. Напр., сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, осн. функция к-рых - произ-во товаров и нефинанс. услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль; в сектор «Финансовые учреждения» входят институциональные единицы, занятые финанс. операциями на коммерч. основе (финанс. посредничество и вспомогательная финанс. деятельность) и операциями по страхованию независимо от форм собственности. Счета сектора «Остальной мир» обеспечивают обобщ. обзор экономич. отношений, связывающих нац. экономику страны с «Остальным миром». В обобщ. виде функции, выполняемые институц. единицами в экономич. деятельности, и источники образования ресурсов представлены в таблице. Важнейшей группировкой, используемой в СНС, является классификация экономич. операций. Операция -это экономич. поток (создание, преобразование, обмен, передача или исчерпание стоимости), представляющий собой взаимодействие двух институц. единиц, осуществляемое по взаимному соглашению. Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет др. стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты - это операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д. Экономич. операции подразделяются на группы. Операции с товарами и услугами относят к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг в отраслях и секторах экономики, независимо от того, произведены они в данном периоде или в более ранних. Операции с доходами - осуществляются для распределения и перераспределения до- Функции и источники ресурсов институциональных секторов экономики Сектор Функции, выполняемые институциональными единицами в экономич. производстве Источники образования ресурсов Нефинансовые предприятия Финансовые учреждения Государственные учреждения Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Домашние хозяйства: в качестве потребителей в качестве производителей «Остальной мир» Производство товаров и нефинансовых рыночных услуг Финансирование (т.е. привлечение, преобразование и распределение финанс. ресурсов); страхование (т.е. перевод индивидуального риска в коллективный) Оказание нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и осуществление операций по перераспределению нац. дохода и нац. богатства Оказание нерыночных услуг, а также оказание нек-рых некоммерч. услуг (не в целях получения прибыли) домашним хозяйствам Потребление товаров и услуг Производство товаров и услуг Выручка от продажи товаров и услуг Доходы от предоставленных в кредит финанс. средств (проценты и др. доходы); страховые взносы и премии Налоги на единицы др. секторов (прямые или косвенные) Добровольные взносы, осуществляемые домашними хозяйствами, доходы от собственности этих орг-ций Оплата труда, доход от собственности, трансферты из др. секторов Выручка от продажи продукции Не характеризуется к.-л. принцип, функцией или принцип, ресурсами. Сектор объединяет иностранные институц. единицы (нерезидентов), осуществляющие операции с отечеств, институц. единицами бавл. стоимости отечеств, хозяйствующих единиц и зарубежных производителей, а также перераспределения доходов. Операции с финансовыми инструментами включают приобретение финанс. активов и принятие финанс. обязательств институциональными единицами в разл. секторах экономики. Для анализа экономим, деятельности страны система взаимосвязанных статистич. показателей и экономич. операций представляется в виде определенного набора счетов и таблиц. В СНС используется принцип двойной записи: каждая операция отражается дважды: в ресурсах и использовании, поскольку любая операция включает сумму как выплачиваемую, так и получаемую. Итоги операций по каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, к-рая служит для перехода к след. счету, т.е. является его исходной статьей. Каждый счет в системе оканчивается балансирующей статьей в графе «Использование», а первая запись в последующем счете есть та же самая балансирующая статья, но уже в графе «Ресурсы». СНС предполагает составление след. осн. счетов: счет товаров и услуг, счета производства, образования, распределения и перераспределения, использования доходов; счет операций с капиталом; финансовый счет. Их группируют след. образом: счета для пяти секторов -резидентов внутр. экономики, счета для отраслей экономики; счета для отд. видов экономич. операций; сводные (интегрированные) счета для экономики в целом; для внешнеэкономич. связей («Остального мира») должны составляться внешнеэкономич. счета товаров и услуг, первичных доходов и текущих трансфертов и внешнеэкономич. счета накопления (операции с капиталом и финанс. счет). СНС, реализуемая в России, построена по методологии ООН, учитывающей специфику организации и функционирования переходной экономики. Госкомстатом РФ на 2000 осуществлены расчеты счетов производства, образования доходов, распределения первичных доходов и вторичного распределения доходов, использования располагаемого дохода, счета операций с капиталом и счета товаров и услуг для внутр. экономики в текущих ценах за 1989-99 гг. Построены счета сектора «Домашние хозяйства» (за 1992-98 гг.), секторов «Государственные учреждения» (за 1995-98 гг.) и «Остальной мир» (за 1995-98 гг. ). Поэтапно будет осуществляться построение счетов для др. секторов, а также финансового счета, счета др. изменений в активах балансовых таблиц нац. богатства и др. элементов СНС.