Индекс

(англ. index от лат. indicare - указывать) - безразмерная величина, получаемая как отношение показателей одинаковой размерности при их сопоставлении (напр.. за разл. периоды, для разных территорий). Различают индивидуальные (частные), групповые и общие (агрегатные) И. Индивидуальные И. - показатели, ха-рактериз. изменения во времени или в пространстве простых экономич. явлений, отд. элементы к-рых непосредственно соизмеримы (напр., индекс произ-ва зерна в стране). Под общими или собственно экономическими И. понимают показатели, характериз. изменения во времени или в пространстве к.-л. сложных экономич. явлений, индивидуальные элементы к-рых непосредственно не соизмеримы (напр., общий индекс с.-х. произ-ва). Их получают из индивидуальных путем математико-статистич. обработки (чаще всего они представляют собой нек-рую взвешенную ср. из индивидуальных И.). То же относится к групповым И. Индивидуальные И. являются исходными данными для индексных расчетов (или, что то же, для применения т.н. индексного метода сравнения экономич. или иных показателей). Для характеристики показателей (напр., сопоставления размера выпуска отд. товаров в базисном и текущем периодах) вычисляют либо И. базисные (с постоянной, неизменной во времени базой) либо цепные (с переменной базой, т.е. получаемые путем сопоставления индексир. величины в каждый данный момент с ее величиной в предшеств. промежуток времени и перемножения полученных И.). Для индивидуальных И. оба способа дают одинаковые результаты. Специфика же индексного метода проявляется тогда. когда вычисляются отношения показателей, объединяющих однородные индивидуальные И. При выведении средней возникает необходимость их взвешивания. Общий или групповой И. может строиться не из индивидуальных И., а путем предварит, объединения соотв. данных в базисном периоде и в текущем периоде по отдельности. Когда невозможно суммировать показатели непосредственно (напр., кол-во разнородных товаров, проданных в розничной торговле), значение показателя умножают на цены, принимаемые одинаковыми в оба периода, а произведения суммируют. Отношение этих сумм принимается за общий И фи-зич. объема розничного товарооборота. И. цен Пааше (Paasche price index) - один из агрегатных И. для оценки изменения общего уровня цен (напр., розничных) - исчисляется как отношение фак-тич. стоимости проданных товаров в изучаемом периоде к условной их стоимости в ценах базисного периода: где р,,р0 - цены товаров соответственно для изучаемого (1) и базисного (0) периода; q, - кол-во товаров, проданных в изучаемый период. И. розничных цен (retail price index, PRI), публикуемый органами гос. статистики, рассчитывается указанным способом. Он, в частности, позволяет определить реальный выигрыш населения при снижении уровня цен на те или иные группы товаров (так же, как и проигрыш при повышении). где р - цены отд. товаров, q - кол-во проданных товаров. И. цен Ласпейреса (Laspeyres price index) - другой агрегатный И. для изменения общего уровня цен (напр.. розничных) рассчитывается как отношение общей условной стоимости товаров, проданных в изучаемом периоде, но исчисленных по ценам базисного периода, к общей фактич. стоимости товаров: При сравнении уровней цен в к.-л. двух странах вычисляют общий И. по «идеальной» формуле Ирвинга Фишера- геометрическому_среднему из индексов Пааше и Ласпейреса (I0| = VLP). Используются также И. физич. объема произ-ва, производительности труда, уровня жизни, хоз. активности, инфляции, стоимости ценных бумаг (см. Фондовые индексы) и др.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансовые рынки / Индекс