(фр. dirigisme от diriger - руководить, управлять, регулировать) - 1) концепции экономической мысли, обосновывающие необходимость, направления и формы государственного регулирования экономики. Появились впервые на рубеже 20-30-х гг. XX в. во Франции. Представлены общетеоретич. концепциями регулируемой, планируемой, смешанной экономики (Б. де Жувенель, Э. Тейлак, Ж. Пиру, Э.Жаис, Ф. Пер-ру, П. Боше, Ш. Беттельхейм, Б. Казес, Ж. Фурастье, К. Грюзов, П. Массе, И. Ульмо, Р. Курби, Ж. Сен-Жор); социально-экономич. концепцией согласованной экономики (Ф. Блок-Лене, А. Шаландон, А. Маль-тер); экономики контрактов (А. Пьетр); конкретно-экономич. концепциями - национальное счетоводство, методы макроэкономического анализа и моделирования, системы разработки прогнозов, программ экономической политики (Ж. Монне, Ж. Мачевский, Ж. Маршаль, Ж. Фурастье, Б. Казес, Э. Маленво, Л. Столерю, Ж. Бенар, И. Бернар, Р. Курби); политико-юридической (Б. Шено); социологической (Л. Низар) концепцией. Не являясь цельным экономии, учением, Д.э. объединяет совокупность взглядов на ограниченную эффективность и несовершенство рыночного механизма, недостаточность «частной инициативы», необходимость регулирования и сознательного вмешательства в экономику. Коренной недостаток рыночного механизма, считают дирижисты, в том, что, побуждая к выпуску продукции, рынок не устанавливает его точных границ, а это приводит к перепроизводству, экономическим кризисам и безработице. Рынку присущи недостаточность частной инициативы в развитии капиталоемких отраслей и отраслей с длит, сроком оборота капитала (материальной и соц. инфраструктуры, энергетики, транспорта, связи, научных исследований). Перестройка экономии, структуры, модернизация произ-ва, повышение конкурентоспособности нац. капитала, а также организация соц. отношений, перераспределения доходов, поддержания социально-политич. стабильности в полной мере не обеспечиваются рынком. На формирование взглядов и концепций Д.э. оказали влияние меркантилизм, воззрения представителей исторической школы, катедер-социализма, институционализма и в особенности взгляды Дж. М. Кейнса и его последователей. Гос-во, считают дирижисты, должно воздействовать не только на конъюнктуру рынка и совокупный спрос (по Кейнсу), но и на структуру экономики, добиваясь смягчения структурных неравновесий. Наряду с гл. субъектом регулирования - гос-вом - имеются и негосударств., но связанные с ним и воздействующие на экономику субъекты (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и профсоюзов, объединения государства, предпринимателей и профсоюзов), деятельность к-рых регламентируется или контролируется гос-вом; 2) экономическая политика, предполагающая значительное вмешательство государства в экономические процессы. В 50-е гг. становится политико-экономич. доктриной 5-й Французской республики. Рекомендации дирижистов о расширении предпринимательства и введении гос. программирования экономики нашли отражение в создании гос. сектора в ряде западноев-роп. стран, в развитии гос. инвестиционной деятельности и индикативного планирования (англ. indicative planning); 3) практика огосударствления. Она проявляется в прямых инвестициях, глобальном регулировании экономики с использованием «крайних» форм и методов вмешательства гос-ва в социально-экономич. процессы обществ, воспроиз-ва (национализация и приватизация, значит, расширение гос. сектора в кредитно-банковской сфере и произ-ве, административный контроль над ценами и оплатой труда, перераспределение доходов и т.п.) и сочетается с фискальным и кредитно-ден. стимулированием выполнения нац. программ, осуществлением прямого и косвенного финансирования частных компаний, среднего и малого бизнеса.