(англ. privatization) - отчуждение находящегося в государственной собственности имущества (объектов приватизации) в собственность юридических и физических лиц (т.е. разгосударствление собственности) в целях повышения эффективности управления и доходности. П. в РФ осуществляется Государственным комитетом по управлению имуществом (теперь Министерство имущественных отношений РФ) и Российским фондом федерального имущества на безвозмездной и возмездной основе начиная с 1991 в соответствии с Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Процесс П. в России условно можно разделить на три осн. этапа, два из к-рых уже завершились. 1-й этап был связан с необходимостью осуществить быстрый и кардинальный рывок в смене собственника, провести преобразование собственности из гос. в преимущественно частную. Он характеризовался рядом специфич. особенностей: 1) процесс П. проходил высокими темпами, во главу этих преобразований была поставлена необходимость быстрых и радикальных перемен в форме собственности, т.к. к началу активного процесса П. практически все хозяйствующие субъекты в РФ находились в гос. собственности; 2) в целях максимального участия в П. широких масс населения РФ расчеты при осуществлении сделок П. проводились при помощи спец. платежных средств, имеющих ограниченную сферу применения, - приватизационных чеков; 3) одновременно с проведением П. начала формироваться инфраструктура рынка корпоративных ценных бумаг и создавались условия для формирования нового сектора фи-нанс. услуг; 4) проведение мероприятий по преобразованию собственности носило преимущественно затратный, с т.з. федерального бюджета, характер и не предусматривало получения фискальных доходов в результате П. Этот этап продлился с нач. 1992 до сер. 1994 и был самым радикальным по темпам осуществления преобразований собственности в РФ. 2-й этап П. начался в июле 1994 и предполагал ее проведение без спец. инструментов оплаты гос. собственности. Он продолжался до середины 1997. На этом этапе преобразования собственности в режиме П. преследовалась цель не только осуществления институциональных перемен собственности, но и получения определенного бюджетного эффекта от продажи гос. имущества. П. осуществлялась разл. способами, часть из к-рых зарекомендовала себя положительно, что нашло впоследствии отражение в Федеральном законе «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (1997). Нек-рые апробированные в процессе П. в это время способы (инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы) показали свою нежизнеспособность с т.з. обеспечения открытости и доступности процесса П., в связи с чем от их использования отказались. Особенность этого этапа - гос-во по мере развития процесса П. научилось не только преобразовывать собственность, передавая ее в руки более эффективного хозяина, но и контролировать процесс использования этой собственности в процессе П., продавать свою собственность по рыночным ценам с максимальной выгодой для бюджетов разл. уровней. 3-й этап развития П. в России начался с вступления в силу в авг. 1997 упомянутого Закона и продолжается по наст, время. Законодательство о П. предусматривало льготные способы перехода собственности из гос. в частную и конкурсную. Льготные способы использовались при преобразовании гос. пр-тий в открытые акционерные общества. Члены трудового коллектива созданного акц. об-ва имели право приобрести акции предприятия, где они работали, на льготных условиях по закрытой подписке. Существовало 3 варианта льгот до принятия Федерального закона (1997). Основной смысл льготирования состоял в обеспечении безусловного права для членов трудовых коллективов приватизируемых пр-тий приобрести акции акц. об-ва, где они трудились. При первом варианте льгот предусматривалась возможность приобретения до 25% приватизационных акций (не дающих права голоса на собрании акционеров) бесплатно. Пр. варианты льгот предоставляли членам трудового коллектива право приобретения акций до момента выхода акций пр-тия в открытую продажу. Др. способы П. в качестве базисного использовали принцип конкурентности при продаже акций от имени РФ: специализированный чековый (впоследствии -денежный) аукцион; аукцион (торги по цене продаваемых акций); инвестиционный конкурс; коммерческий конкурс с инвестиционными условиями. Два первых способа подразумевали в качестве критериев для выявления победителя цену продажи и как следствие при ден. продажах - привлечение средств в бюджеты всех уровней. Два последних - осуществление инвестиций в само пр-тие. Кроме того, одним из способов П. в 1995 стали залоговые аукционы. После принятия Федерального закона (1997) осн. способами П. стали: специализированный ден. аукцион, т.е. аукцион, участники к-рого покупают акции по единой цене, сформированной на основании подаваемых заявок участников; аукцион, имеющий в качестве критерия только цену продаваемого пакета акций; коммерческий конкурс с инвестиционными условиями, когда приватизируемое пр-тие должно получить фиксированный объем инвестиций, а торги между участниками ведутся по цене пакета.