Заемные средства бюджетов

(англ. borrowed funds of budgets) - часть денежных средств в бюджетах всех уровней, привлекаемая на возвратной и платной основах для обеспечения финансирования дефицита бюджета. В отличие от доходов бюджета З.с.б. поступают однократно и участвуют в формировании бюджета только в том финанс. году, в к-ром они были привлечены. Формой их привлечения являются разл. виды бюджетных заимствований. Условия поступления З.с.б. в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления и сроки их возврата устанавливаются соотв. кредитными договорами и решениями эмитента о выпуске займа. Разграничение бюджетных поступлений на доходы и З.с.б. - важное условие обеспечения нормальной деятельности гос. и муницип. органов, к-рые должны иметь ясное представление о том, какими ресурсами они располагают, насколько реальны источники формирования бюджета, на каких условиях они привлекаются и т.д. Такое представление служит основанием для проведения взвешенной финансово-налоговой политики, особенно политики в области бюджетных заимствований, не позволяющей органам гос. власти и органам местного самоуправления «залезать в петлю» бюдж. долгов, с к-рыми невозможно будет справиться при превышении разумного предела З.с.б. Вместе с тем З.с.б. играют важную роль в реализации принципа сбалансированности бюджета, обеспечивая одновременно с доходами бюджета покрытие дефицита бюджета. Потребность в З.с.б. зависит от разных обстоятельств и факторов. Общая потребность в З.с.б. возрастает (уменьшается), если расходы гос-ва и чистое кредитование растут быстрее (медленнее), чем доходы и получаемые трансферты. Соотношение между З.с.б. и доходами бюджета устанавливается в процессе формирования бюджета любого уровня, когда в составе бюдж. показателей определяется величина внутренних и внешних заимствований. З.с.б. на всех уровнях бюдж. системы страны мобилизуются с помощью разных финанс. инструментов это -долговые обязательства, оформляемые через выпуск гос. и муницип. ценных бумаг; прямые кредиты, получаемые от кредитных орг-ций внутри страны и от др. уровней бюдж. системы, от междунар. финанс. орг-ций, правительств иностр. гос-в, заруб, банков; прямые кредиты, оформляемые соотв. письм. договорами и соглашениями. Осн. источником формирования З.с.б. являются гос. и муницип. займы. Размещение займов оказывает существ, воздействие на ден. обращение. В части., привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления заемных средств на инвестиции и др. производств, затраты общая величина ден. массы в обращении сократится, а при использовании на выплату заработной платы и пенсий - не изменится. При формировании З.с.б. за счет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная ден. масса в обращении возрастает. З.с.б., получ. от внутренних и внешних заимствований, по-разному влияют на величину финанс. ресурсов страны, платежный баланс и рост экономич. активности. Внешние заимствования в момент поступления З.с.б. приводят к увеличению общего объема финанс. ресурсов и позволяют увеличить суммарный спрос гос-ва на товары и услуги нац. произ-ва, если заемные средства направляются на эти цели. Если же займы иностр. гос-в, междунар. финанс. орг-ций и заруб, банков используются для оплаты гос. закупок за рубежом, возврата ранее получ. кредитов и уплаты процентов по ним, направляются после конвертации в нац. валюту на выплаты населению и др. потребительские цели, то в этой доле З.с.б. не влияют на рост экономич. активности. Заимствования внутри страны означают лишь перераспределение имеющихся в стране финансово-кредитных ресурсов между секторами экономики. Воздействие на экономику внутр. источников формирования З.с.б. определяется характером заимствуемых средств. Если к формированию З.с.б. привлекаются кредитные ресурсы, к-рые могут быть направлены на др. цели, то заимствование их гос-вом уменьшает объем расходов др. секторов экономики и не увеличивает общий спрос в экономике страны. Более того, если в З.с.б. привлекаются ресурсы, к-рые при нормальной экономич. ситуации могли бы быть использованы на развитие произ-ва, то это отрицательно повлияет на экономич. рост в условиях недостатка в стране свободных капиталов. Если же при бюджетных заимствованиях общий объем расходов др. секторов экономики не уменьшается, то З.с.б. приводят к росту совокупного спроса в экономике. Объем ежегодно мобилизуемых З.с.б. отражается на увеличении гос. и муницип. долга, поскольку осн. его величина формируется именно на базе бюдж. заимствований. Однако на размер долга наряду с З.с.б. влияют гарантии и поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами, если гарантийные случаи наступили и обязательства третьих лиц переоформлены в гос. и муницип. долги.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Заемные средства бюджетов