(англ. budget reserve funds) - обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Р.ф.б. призваны: обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотр. по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины; способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость; выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого гос. и муницип. собственности стихийными силами природы; маневрировать ден. средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов; удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции. Будучи разновидностью финансовых резервов, Р.ф.б. характеризуются специфич. чертами: они относятся к централиз. резервам об-ва и имеют широкую сферу применения; их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвид. событий; их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер; они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнит, потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвид. и чрезвыч. событий. Источник формирования Р.ф.б. -средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отд. случаях (напр., при создании оборотной кассовой наличности) показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку Р.ф.б. представляют собой своеобразный запас бюдж. ресурсов, к-рые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланир. расходов. В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюдж. года, Р.ф.б. используются только в период наступления определ. рода непредвид. событий и обстоятельств. Если же в течение бюдж. года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостреб. и должны переходить на след. год как элемент национального богатства. В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления. Создание в расходной части бюджетов всех уровней резервных фондов законодат. (представит.) органов и депутатов этих органов публичной власти запрещено законом, поскольку такое резервирование средств противоречит экономич. природе резервных фондов. Поскольку Р.ф.б. создаются на случай непредвиденных или чрезвычайных расходов, появляющихся в ходе исполнения бюджета, то их финансирование -прерогатива исполнительных, но отнюдь не законодат. (представит.) органов публичной власти. Круг вопросов, решаемых органами законодат. (представит.) власти, заранее планируется, не носит случайного или стихийного характера, а потому должен финансироваться в законодательно установленном порядке через соот-ветств. показатели утвержденного бюджета. Общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать (согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ) 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодат. (представит.) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. Использование средств Р.ф.б. происходит на основе решений тех органов гос. власти и органов местного самоуправления, в распоряжении к-рых они были созданы; средства направляются на финансирование непредвиденных затрат, в т.ч. на проведение аварийно-восстановит. работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и др. чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году; расходование Р.ф.б. осуществляется в тех же формах, к-рые используются согласно ст. 69 Бюджетного Кодекса РФ для предоставления бюджетных средств юридическим лицам и др. возможным бюджетополучателям. Форма расходования средств Р.ф.б. определяется функцион. назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств Р.ф.б. устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ. органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органы исполнит, власти федер. и регион, уровня, а также органы местного самоуправления обязаны ежеквартально информировать соответств. органы законодат. (представит.; власти и местного самоуправления о расходовании средств Р.ф.б. Благодаря такой информации на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществляется текущий контроль со стороны законодат. (представит.) органов власти и местного самоуправления за целевым и рациональным использованием средств Р.ф.б. Функционирование Р.ф.б. в бюджетах всех уровней бюдж. системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов Р.ф.б. Это объясняется разл. по составу полномочиями, возлож. на каждый уровень власти, от к-рых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюдж. резервов вызвано большим кол-вом непредвид. событий и обстоятельств, обслуживание к-рых на них возложено. В России в состав Р.ф.б. входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета. Р.ф.б. по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные. Стра-тегич. бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчит. на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ. Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвыч. событиями. К ним прежде всего относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к-рый выполняет функции централиз. страхового фонда. Ана-логич. фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ. На практике страховую функцию, как правило, выполняют бюджетные резервы исполнит, органов гос. власти. Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодо-вых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвид. расходов, оборотная кассовая наличность и др. РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Р.ф.) целевые средства, предусматриваемые соответственно в расходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюд-жетов муниципальных образований для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Конкретные размеры Р.ф. устанавливаются ежегодно при принятии соотв. бюджета, при этом в федер. бюджете их размер не может превышать 3% объема утвержд. расходов. Средства Р.ф. должны расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с принятым в каждом конкретном случае решением органа исполнит, власти (органа местного самоуправления). Контроль за целевым и рациональным расходованием средств Р.ф. осуществляется по соответств. бюджетам Минфином России, финансовыми органами субъектов РФ, местными финансовыми органами, а также Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами в субъектах РФ. В федер. бюджете предусматриваются: резервный фонд Правительства РФ; резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Использование средств этих фондов осуществляется в соответ- ствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда Правительства РФ и Правилами выделения средств из резервного фонда Правительства РФ на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Средства резервного фонда Правительства РФ расходуются в основном на финансирование: гос. поддержки обществ, орг-ций и об-ний; проведения юбилейных мероприятий общегосударств. значения; изготовления гос. наград, юбилейных медалей; проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударств. значения; выплаты разовых премий и оказания материальной помощи гражданам за заслуги перед гос-вом; издания сборников нормативных актов и законодательства РФ; проведения ремонтных и восстановит, работ по заявкам органов гос. власти РФ; др. мероприятий, проводимых по решениям Президента РФ и Правительства РФ. Решения Правительства РФ о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ принимаются в тех случаях, когда средств, находящихся в распоряжении федер. органов исполнит, власти и органов исполнит, власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно. Органы, в распоряжение к-рых выделяются средств резервного фонда Правительства РФ, в месячный срок после проведения соотв. мероприятий должны представить в Минфин России подробный отчет о целевом их использовании. В соответствии с Правилами выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайные ситуации) должно производиться за счет средств пр-тий, учр-ний и орг-ций независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федер. органов исполнит, власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и др. источников. При отсутствии или недостаточности этих средств федер. органы исполнит, власти, органы исполнит, власти субъектов РФ имеют право обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда. Основанием для выделения средств является решение Правительства РФ, в к-ром указывается размер ассигнований и их целевое расходование. Средства выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование след. мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций: проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций; проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищ-но-коммун. хоз-ва, соц. сферы, пром-сти, с. хоз-ва, энергетики, транспорта и связи, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; закупка, доставка и кратковрем. хранение материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; развертывание и содержание временных пунктов проживания и питания для эвакуируемых пострадавших граждан в течение необходимого срока, но не более месяца; оказание единоврем. материальной помощи пострадавшим гражданам; погашение гос. жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации. Использование средств резервного фонда на др. цели не допускается. Формы создания и порядок расходования средств резервных фондов в субъектах Федерации и муницип. образованиях решаются кх законодат. (представит.) и исполнит, (в части расходования средств) органами власти и органами местного самоуправления. О расходовании средств Р.ф. органы исполнит, власти субъектов РФ и органы местного самоуправления ежеквартально информируют соответств. органы законодат. власти.