ссуды и субсидии, предоставляемые на основе двусторонних государственных соглашений (двустороннее финансирование) или международными институтами (многостороннее финансирование). Получатели этих средств - развивающиеся страны и гос-ва с переходной экономикой. Б.ч. ресурсов выделяется либо на безвозвратной основе (субсидии), либо на льготных условиях. Этот вид финансирования называется «официальная помощь развитию» (ОПР). Термины «официальное финансирование развития» и «официальная помощь развитию» были введены в употребление Комитетом содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к-рый координирует стратегию помощи, обобщает статис-тич. и иные материалы, публикует их. Комитет относит к ОПР субсидии и кредиты, имеющие грант-элемент (элемент субсидии) не ниже 25%. Данный показатель рассчитывается с учетом стоимости кредита, его срока и льготного периода. По субсидиямгрант-элемент равен 100%. В 50-60-х гг. ОФР преобладало в потоке финанс. ресурсов в развив, страны. В 70-х гг. в связи с усилением экспансии транснацион. банков в т.н. «третий мир» значение этого источника для ряда стран снизилось. Произошло размежевание стран на получателей офиц. и частных ресурсов. Государства с низкими доходами на душу населения продолжали опираться на офиц. источники, со средними - ориентировались на частные. В 90-х гг. в связи с активной интеграцией стран с развивающимися финанс. рынками (англ. emerging markets) в мировой финанс. рынок и из-за сокращения притока ресурсов на двусторонней основе доля ОФР снизилась: в 1990 на него приходилось 58%, в 1997 - 15%. Тем не менее ОФР по-прежнему остается ведущим источником внешних ресурсов для стран с низким уровнем доходов. Структура ОФР Виды финансирования 1990 1997 млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу ОФР всего в т.ч.: субсидии кредиты из них: двусторонние многосторонние 59,4 29,2 30,2 14,2 16,0 100 49,1 50,9 24,0 26,9 45,5 25,1 20,4 1,8 18,6 100 55,2 44,8 40,8 4,0 Значит, часть ОФР осуществляется в форме субсидий и льготных кредитов. В 1997 субсидии достигли более Ч2 потока всех офиц. ресурсов. Двустороннее финансирование в 90-х гг. составило от 3/4 до 2/3 общего потока ресурсов. Стратегия двустороннего ОПР стала формироваться с начала 50-х гг. Первоначально при выделении ресурсов страны-доноры отдавали предпочтение решению политич. и военно-стратегич. задач. Постепенно на перед, план стали выдвигаться экономич. проблемы, прежде всего борьба с бедностью. В 50-60-х гг. осн. масса ресурсов направлялась на капиталоемкие инфраструктурные проекты. Однако соц. эффект от такой стратегии был низок. В 70-80-е гг. финансирование инфраструктуры по-прежнему оставалось важным направлением, но значит, часть ресурсов выделялась на «основные нужды» - пищу, чистую воду, жилье, здравоохранение, образование. В 90-х гг. стратегия вновь радикально изменилась. Приоритетной задачей провозглашается формирование жизнеспособного частного сектора, с тем чтобы результаты экономич. роста ощущали все слои населения и активизировалась интеграция стран-получателей помощи в мировую экономику. Львиная доля ресурсов в рамках двустороннего финансирования выделяется развитыми странами, входящими в ОЭСР и соответственно в Комитет содействия развитию. Бывшие соц. гос-ва в 90-х гг. превратились из стран-доноров в страны - получатели офиц. ресурсов. Значительно сократились средства, выделяемые нефтедобывающими арабскими странами (Саудовской Аравией, Кувейтом, Объединенными Арабскими Эмиратами). Они предоставляют ОПР гл. обр. соседним арабским гос-вам. В 1999 общая сумма ОПР составила 56 млрд долл. Средства на двустороннюю помощь выделяются из бюджета, размеры ее зависят от состояния бюджетов стран-доноров. На эти цели приходится 1-3% бюджетных расходов стран-доноров, однако поскольку бюджетное устройство стран различно, то усилия страны-донора по оказанию помощи измеряют след. показателем: величиной отношения ОПР к ВНП (в %). В 1970 в ООН консенсусом был принят соотв. показатель - 0,7%, т.е. страны-доноры согласились направлять на оказание помощи не менее 0,7% ВНП. Фактически же в 1997 на эти цели было выделено лишь 0,22% ВНП стран-доноров. Происходит не только относит., но и абсолют, сокращение ОПР. Лишь Дания, Норвегия, Швеция и Нидерланды превысили норму 0,7%. Из стран «большой семерки» самый высокий показатель был у Франции (0,5%), к-рая поддерживает зону франка, самый низкий - у США (0,09%). США, долгое время бывшие лидером, уступают свои позиции. Это объясняется тем, что помощь США в большей мере, чем помощь др. западных гос-в, имела политич. направленность, и после прекращения «холодной войны» необходимость в крупных ассигнованиях для США отпала. В расчете на душу населения страны с низкими доходами получают больше ОПР, чем страны со средними доходами. Если в 1991 в страны с низкими доходами направлялся 41% двусторонней ОПР, то в 1996 - 28%. Вместе с тем потребность стран с низкими доходами в помощи не снижается, поскольку число людей, живущих там за чертой бедности, растет. В 90-х гг. помощь на двусторонней основе, в т.ч. субсидии, стали получать быв. соц. страны, и это существенно повлияло на ее распределение. Относительно сократились ресурсы, получаемые развив, странами. ОФР на многосторонней основе осуществляется более всех др. Всемирным банком и региональными банками развития (см. Всемирный банк, Международные региональные банки развития). Междунар. статистика не относит кредиты Международного валютного фонда, предоставляемые странам с низким доходом в рамках Механизма расширенного финансирования структурной перестройки, к ОФР, т.к. они имеют иное целевое назначение.