(англ. tax planning) - составная часть системы бюджетного планирования, формирования налоговой политики, а также планирования операционной деятельности организаций. Осн. задача Н.п. - определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным юридич. лицом - налогоплательщиком. Н.п. на уровне государства и органов местного самоуправления служит основой для выработки прогноза социально-экономич. развития страны, субъектов Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, для принятия необходимых политич., экономич. и соц. решений. Н.п. проводится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономич. показателей развития экономики и ее ведущих отраслей (ВВП, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и т.п.), а также показателями развития экономики субъектов Федерации. Различают оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное Н.п. Оперативное Н.п. осуществляется Минфином России и финансовыми органами на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержд. бюджета) в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и гос. программ [при этом одновременно решается задача подготовки ана-литич. материалов для осуществления краткосрочного (на год) Н.п., поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение недоимки]. Краткосрочное Н.п. осуществляется в целях составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год. Основой для него служат показатели социально-экономич. прогноза страны на предстоящий год, вырабатываемые Минэкономразвития России и экономич. органами субъектов Федерации, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отд. видам налогов. Краткосрочное Н.п. осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговых и др. экономич. органов (в части., соотв. департаментов и управлений экономики в регионах). Процесс краткосрочного Н.п. состоит из ряда взаимосвязанных последовательных действий экономических ведомств: детального анализа позитивных и негативных сторон действующего на момент составления прогноза налогового законодательства; разработки предложений по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных элементов, расширение налоговой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увеличение на этой основе доходов бюджетов всех уровней; анализа народнохозяйственных факторов, позитивно или негативно влиявших на поступление налогов в текущем году, и разработки мер по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций; расчета суммы поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений [на основе проведенного анализа хода поступлений по каждом виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоящих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономии, показателей на предстоящий год]; рассмотрения в органах исполнительной власти проектировки налоговых поступлений в составе бюджета [совместно с показателями прогноза социально-экономич. развития страны и каждого субъекта Федерации на предстоящий год и проектами законодат. актов об изменениях и дополнениях в налоговое законодательство] и представления после одобрения в органы законодательной (представительной) власти, где эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и дополнения, а затем они утверждаются в форме соответств. закона. В условиях перехода к рыночным отношениям, ликвидации централизованного планирования и управления экономикой Н.п. носит вероятностный характер, вместе с тем налоговые показатели в целом по соответств. бюджету, а также по отд. видам налогов включаются в доходную часть бюджета и утверждаются в виде статей закона о бюджете. Оперативное и краткосрочное Н.п. - две составляющие единого процесса текущего планирования. При этом решаются в основном тактич. задачи и создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии Н.п., к-рая определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного (перспективного) Н.п. При прогнозе социально-экономич. развития страны перспективное Н.п. используется как метод экономического предвидения. Перспективное Н.п. не получило в Российской Федерации достаточно полного развития и является составной частью стратегии бюджетного процесса на 3 года, разрабатываемой в основном на федеральном уровне. При этом долгосрочное Н.п. (на 5-10 лет) не осуществляется. Организации-налогоплательщики занимаются Н.п. в рамках финансового планирования своей деятельности для расчета выплат налоговых платежей и формирования налоговой политики на предстоящий период в целях принятия решений в области инвестиционной и научно-технической политики, ассортимента выпускаемой продукции, рынков сбыта и т.д. В отличие от понятий «избежание налогообложения» или «уклонение от уплаты налогов», Н.п. налогоплательщиков подразумевает минимизацию налоговых платежей с помощью предусмотренных действ, законодательством налоговых льгот и вычетов, а также разработки соответств. учетной и амортизационной политики. Нередко налогоплательщики привлекают консалтинговые фирмы (налоговых консультантов) для выработки экономически грамотной, честной в правовом отношении стратегии и тактики Н.п.. Ис- пользование отд. налогоплательщиками при Н.п. пробелов в действ, налоговом законодательстве для минимизации своих налоговых платежей не является его нарушением. Под оптимизацией налоговых платежей понимается не только их минимизация, но и правильное разнесение по срокам платежа. В этих целях в организациях разрабатывается налоговый календарь (как правило, помесячно на очередной квартал). В нем учитываются размеры и даты уплаты авансовых и фактич. сумм по каждому налогу. Небольшие организации включают показатели налоговых платежей в общий платежный календарь.