Ассортимент

(фр. assortiment, англ. assortment) - набор продукции (товаров, услуг), изготавливаемой в производстве или находящейся в продаже, организованный по видам, наименованиям, назначению. Совершенствование А. товаров с учетом реальных возможностей пр-тия (производств., финанс, материальных, людских ресурсов, системы сбыта продукции, квалификации персонала и т.д.) - важнейшая функция менеджмента. Ориентиром служат потребности рынка и требования покупателей к качественным показателям товаров и услуг. Орг-ция при помощи маркетинговых исследований формирует А., приспособляя его к отд. сегментам рынка. Тем самым определяется место, к-рое каждый то-вар занимает на рынке среди товаров-аналогов и товаров-конкурентов (т.н. позиционирование). Структурой А. называется состав однотипных видов изделий. Ширина А. свидетельствует о кол-ве отраслей, в к-рых реализуется продукция. При разработке А. учитывается спрос каждой группы потребителей. Полнота А. отражает кол-во вариантов, в к-рых данное изделие предлагается потребителю. По номенклатуре предлагаемых рынку товаров А. разделяют на основной и дополнительный. Основной А. составляет главную его часть. Дополнительный А. увеличивает возможности предложения и обычно воспринимается покупателями как нетрадиционная услуга. Для приспособления пр-тия к условиям на рынке применяют: расширение А. - включение в произ-во и реализацию дополнит, видов товаров и групп товаров (услуг); углубление (дифференциация) А. - увеличение возможностей сбыта за счет индивидуальных, особых видов товаров, удовлетворяющих уникальные пожелания покупателей; ограничение А. - отказ от его дифференциации и расширения; упорядочение А. - концентрация усилий пр-тия на произ-ве той его доли, к-рая в наибольшей степени востребуется рынком. Формой конкурентной борьбы часто является диверсификация, что выражается в произ-ве и реализации большого числа модификаций одного и того же вида товара (услуги). Периодический пересмотр А. - необходимое условие расширения сбыта и укрепления позиций бизнеса на рынке. При формировании А. товаров особое значение имеет управление жизненным циклом изделий, определ. последовательностью разл. стадий существования товара на рынке, ограниченных конкретными временными рамками (обычно выделяют разработку, внедрение, рост спроса, зрелость и спад реализации). Учет для каждого товара (услуги) фазы его жизненного цикла - обязательный инструмент совершенствования А. товаров и услуг.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансы предприятий и организаций / Ассортимент