составная часть налогообложения международной экономической деятельности. Под международной экономической деятельностью понимаются все процессы, связанные с междунар. движением товаров, работ, услуг и капиталов. Механизм налогообложения такой деятельности постепенно переходит на применение унифицир. норм и правил. В ЕС этому способствует практика принятия взаимосогласованных налоговых «директив», разрабатываемых адм. органами Общего рынка и обязательных для применения всеми странами-членами этой организации. В мировой практике унификация налоговых режимов в отношениях между странами реализуется в основном через заключение двусторонних налоговых соглашений, большинство к-рых ориентируется на единые типовые модели налоговых комитетов ОЭСР и ООН. Источники налогового права, регулирующего налогообложение междунар. экономич. деятельности: нац. законодательство - в отношении норм и правил, определяющих налогообложение «внешних» операций (для отечественных фирм) и «местной» деятельности (для иностранных фирм); двусторонние и многосторонние международные налоговые соглашения; междунар. право - в части норм, вытекающих из присоединения страны к соотв. международно-правовым актам, или в порядке применения норм и режимов, непосредственно устанавливаемых органами наднац. регулирования. Осн. принцип Н.и.ю.л.: обложение по общей сумме их доходов, полученных как в стране постоянного местопребывания, так и за ее пределами. Если иностр. юридич. лицо не признается налоговым резидентом в данной стране в соответствии с ее законами, оно подлежит налогообложению в этой стране в качестве налогового нерезидента и привлекается к налогообложению по доходам, полученным «из источников» в этой стране или от деятельности, непосредственно осуществляемой на ее тер. Деятельность считается осуществляемой на тер. данной страны, если иностранное юридич. лицо имеет в ней свое «место деятельности» (отделение, контору, агентство, производств, площадку и т.д.) или зависимого агента (физич. или юридич. лицо), действующего по его поручениям, или заключающего контракты от его имени, или принимающего др. обязательства, создающие ответственность для уполномочившего его лица. В мире происходит постепенное сближение налоговых режимов: правил постановки на налоговый учет, норм отчетности, ведения учета финансово-хоз. деятельности и т.д. В целях налогообложения налоговые службы рассматривают деятельность отделения иностранной фирмы как деятельность самостоят, пр-тия (наравне с местными пр-тиями) и требуют, чтобы их взаимоотношения с головной компанией строились как между двумя независимыми фирмами. В РФ нет четкой грани, отличающей деятельность отделения и его головного офиса. В междунар. практике гос-во, в к-ром иностранное юридич. лицо осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение, вменяет ему в обязанность вести учет финансово-хоз. деятельности, отчетность и нести ответственность по исполнению налоговых законов этими подразделениями инофирм как самостоят, хозяйствующими субъектами. Как правило, налоговое законодательство предусматривает представление отделением инофирмы любой информации о взаимоотношениях с головным офисом этой фирмы для целей проверки обоснованности взаиморасчетов и распределения затрат при исчислении налогооблагаемой прибыли. Чаще всего отделения иностранных юридич. лиц, действующие за пределами страны их регистрации, не могут пользоваться инвестиционными и иными льготами, установленными для местных компаний. В 90-е гг. нормы «внутреннего» налогового права в развитых странах уступили место нормам, относящимся к налогообложению предпринимательской деятельности иностранных юридич. лиц. Повсеместно утвердилась концепция «постоянного представительства», определяющая обязанность уплаты налога на прибыль в данной стране иностранным юридич. лицом. Большинство стран использует эту норму в своем нац. налоговом законодательстве. В случае расхождения понимания понятия постоянного представительства между отдельными странами заключаются налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения, в к-рых определены след. критерии возникновения постоянного представительства: отделение иностранного юридич. лица должно иметь постоянный характер; в нем должна регулярно осуществляться определенная деятельность; к налогообложению должна привлекаться только прибыль, полученная иностранным юридич. лицом через это отделение. Налоговые законы многих стран предусматривают определение постоянного представительства по каждому из доходов, получаемых иностранным лицом в данной стране, и устанавливают порядок исчисления налогооблагаемой прибыли по каждому виду дохода в отдельности. Постоянное представительство не обязательно должно быть пр-тием с полным циклом деятельности и получением своей прибыли «на выходе»: любое подразделение компании вносит в получение общей прибыли вклад, который может быть отнесен на его счет. Если постоянное представительство не отражает прибыли на своих счетах. приемом для определения соотв. доли прибыли является подыскание налоговыми органами пр-тия аналогичного размера и выполняющего те же функции. Норма прибыли такого пр-тия служит образцом для расчета прибыли, начисляемой соотв. постоянному представительству. Др. методом определения доли прибыли является «условный метод». Доля конкретного отдельного постоянного представительства в общей прибыли компании по этому методу рассчитывается пропорционально его доле в общих продажах компании, в обшей численности работников, в общих активах или по средней из всех этих величин. Однако при применении «условного метода» возникают разногласия с налоговыми органами др. стран, использующими иные методы распределения прибылей. В России «условный метод» исчисления налогооблагаемой прибыли применяется, когда нерезидент по к.-л. причинам не может отразить в учете доходную или расходную составляющую своей деятельности. В этом случае используются нормативный показатель рентабельности и имеющиеся данные о валовом доходе (или расходах) постоянного представительства. В Н.и.ю.л. выделяют: определение «национальности» налогоплательщиков; определение «национальности» коммерч. деятельности; определение «национальности» дохода (источника дохода); признание приоритетности права любого гос-ва облагать налогами на своей тер. любую деятельность и любые доходы; осуществление регулирования в налоговых целях трансфертных цен. Иностранные юридич. лица могут являться плательщиками не только налога на прибыль (доход), но и любых др. налогов, распространяемых на них в стране деятельности отделения этого лица. Независимо от статуса по налогу на прибыль (доход) иностранному юридич. лицу может быть вменена уплата налогов, не оговариваемых междунар. соглашениями (косвенные, местные и др.) и устанавливаемых законодательством данной страны (напр., НДС, акцизы и т.п).