Бюджетный учет

научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли бухгалтерского учета. Бюджетного учета охватывает все финансово-хозяйственные операции, связанные с процессом исполнения бюджетов. Он состоит из учета исполнения: бюджетов в органах Федерального казначейства, финансовых органах и налоговых органах; смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Задачи учета исполнения бюджета в органах Федерального казначейства и финансовых органах однотипны. Различие состоит в том, что органы Федерального казначейства выполняют их применительно к федеральному бюджету, а финансовые органы разных уровней [министерства финансов республик, входящих в состав РФ, финансового управления (отделы) областей, краев, автономной области, автономных округов, городов различного подчинения, районов] -применительно к своим собственным (республиканским, областным, краевым и т.д.) бюджетам. К задачам относятся: обеспечение государственных органов исполнительной власти своевременной информацией о выполнении доходной и расходной частей соответствующих бюджетов, необходимой для управления процессом исполнения бюджетов и контроля за ним (ведутся учет доходов в целом и в разрезе отдельных видов, учет бюджетных средств, финансирования и расходов в целом и по отдельным распорядителям бюджетных средств). Казначейство и финансовые органы ведут также учет бюджетных ссуд, расчетов между бюджетами, определяют результаты исполнения соответствующих бюджетов. Органы Федерального казначейства производят распределение в установленных законодательством (Законом о федеральном бюджете на соотвующий год) размерах доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; инструктаж и контроль Казначейством и финансовыми органами порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в финансовых органах, у распорядителей и получателей бюджетных средств, состоящих на соотвующих бюджетах. Постановка учета исполнения смет доходов и расходов бюджет учреждений контролируется путем: проведения проверок и обследований на местах и путем анализа получаемой Казначейством и финансовыми органами периодической и годовой отчетности; участия работников бухгалтерий финансовых органов и органов Федерального казначейства совместно с работниками других отделов (бюджетных, социальной защиты) в проведении ревизий исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений, состоящих на соответствующих бюджетах. Функции по методологическому руководству бух. учетом исполнения бюджетов всех уровней и бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях возложены Бюджетным кодексом РФ и Правительством РФ на Минфин РФ. Учет исполнения бюджетов всех уровней ведется в соответствии с действительным законодательством, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, соответствующими инструкциями по бухгалтерскому учету и отчетности и другими нормативными документами, разрабатываемыми Минфином РФ. В инструкциях устанавливается порядок учета, формы первичных документов и документооборот, состав регистров синтетических и аналитических учетов и корреспонденции счетов, порядок составления бухгалтерского баланса и составления и представления отчетов об исполнении бюджетов. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ. В целях единого порядка ведения бухгалтерского учета исполнения бюджетов приказом Минфина России № 15-н от 17 февраля 1999 была утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Кроме того, приказом Минфина РФ № 107-нот 13 декабря 1999 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, которая является документом, формирующим учетную политику бюджетного учрежденияния. Она предусматривает: план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях; мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета; способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников; формы первичных учетных документов и регистр бухгалтерского учета; методы оценки активов и обязательств; корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям.

 




А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Бюджетный учет