(англ. management - управление, заведывание) - система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли. Это - управление, наиболее полно отвечающее потребностям развития рыночной экономики, особый вид профессиональной деятельности, основанный на применении принципов, функций и методов соци-ально-экономич. инструментария совр. управленческой науки и практики. М. - понятие многогранное: это и сфера деятельности, связанная с орг-цией работы людей на различных пр-тиях, и область знаний, в рамках к-рой изучаются возможности эффективного управления. Обычно этим термином обозначается также управляющий персонал пр-тий и орг-ций. М. представляет важный раздел экономич. науки, изучающий теорию и практику управления произ-вом и реализацией продукции (англ. management science). В то же время широко распространено понимание М. как искусства, поскольку в нем велико значение творческих и оригинальных управленческих решений. Отсюда совр. М. может быть представлен не в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности, свода готовых рекомендаций, а как система наиболее общих представлений, новой управленческой философии. Для совр. М. характерны: постоянное стремление к росту произ-ва и бизнеса в целом; широкая хоз. самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования пр-тия или его подразделений. Для этого необходимо корректировать цели и программы в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды, ориентируясь на конечные результаты хоз. деятельности пр-тия. При принятии управленч. решений должна использоваться совр. информационная база для многовариантных расчетов. Совр. М. предполагает изменение функции планирования - от текущего к перспективному: оценку итогов управления только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов; максимальное использование математич. методов и достижений информатики; привлечение всех сотрудников пр-тия к управлению им; использование психологич. ресурсов членов управленческой «команды» в целях повышения эффективности управления (англ. performance management). Среди непременных черт совр. М. - осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений; опора на нововведения в каждом сегменте работы пр-тия; проведение глубокого экономич. анализа перед принятием каждого управленч. решения; способность разумно рисковать и управлять риском; возрастание роли маркетинга до ключевой. Функции М. - планирование [в рамках к-рого определяются цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы и подходы, наиболее рациональные в конкретных условиях; на основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа пр-тия]; организация [формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, ден. средствами и др.)]; мотивация [обеспечивающая активизацию труда работающих, побуждение их трудиться творчески, с максимальной отдачей для реализации намеченных целей, для чего внедряется материальное и моральное стимулирование]; контроллинг [задача к-рого - обеспечение количеств, и качеств, оценок результатов работы, наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, анализ и учет; на основе данных контроллинга корректируются ранее принятые решения, планы, нормы и нормативы]; и, наконец, координация [достижение согласованности в работе всех звеньев орг-ции посредством установления оптимальных связей (коммуникаций) между ними]. Важнейшая задача М. - орг-ция произ-ва товаров и услуг с учетом запросов потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение запланированной рентабельности пр-тия, его стабильного положения на рынке. Для этого необходимы: техническая и технологическая перестройка и автоматизация произ-ва, использование работников высокой квалификации; создание для работающих на предприятии благоприятных условий труда, повышение реальной заработной платы в соответствии с достигнутыми результатами трудовой деятельности, внедрение широкой гаммы нематериальных поощрений; перестройка бизнеса на новых основах - реинжиниринг, т.е. постоянное его обновление; последовательный и тщательный контроль за эффективностью деятельности пр-тия в целом, его подразделений, каждого работника; систематический поиск и освоение новых рынков. Для достижения этих целей М. приходится решать целый комплекс вопросов, в части, определение и при необходимости корректировка целей развития пр-тия; выявление приоритетных проблем, постановка задач, определение их очередности и последовательности путей решения; разработка и уточнение стратегии развития пр-тия; подготовка системы мероприятий для решения поставл. задач в установл. сроки; оценка требующихся ресурсов и источников их пополнения; внедрение жесточайшего контроля за выполнением намеченных задач; эффективное управление персоналом в целях создания работоспособного коллектива. Организация экономики, при к-рой права распоряжения ресурсами находятся в руках М., отделенного от собственников и в значит, степени не контролируемого ими, в экономич. науке называется «управленческий капитализм» (англ. managerial capitalism). Исследование, проведенное в 2001 российской Ассоциацией менеджеров, выявило нацеленность отечеств, менеджеров на создание в России устойчиво работающей экономики и высокую степень их соц. ответственности.