(англ. marine insurance) - страхование рисков, связанных с морским судоходством и перевозкой грузов морским транспортом. См. объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, грузов, фрахта и ответственности судовладельцев перед третьими лицами. Осн. риски, принимаемые на страхова- ние по договору См., - убытки в результате нанесения ущерба судну и грузу от пожара, бури, удара молнии, др. стихийных бедствий, столкновения судов, посадки судна на мель, повреждения портовых сооружений, загрязнения моря нефтью, а также убытки в результате принятых мер для спасания груза и судна, розыска судна, по ликвидации последствий морских катастроф. См. - один из важнейших видов страхования, что обусловлено характером опасностей, сопровождающих морское судоходство, огромной стоимостью морских судов и большими масштабами водных перевозок. Несмотря на развитие технич. прогресса, мореплавание остается рисковым делом. По сведениям Института лондонских страховщиков, за 1986-95 в мире затонуло 1470 судов общим тоннажем 11 млн т, погибло 12 685 человек, а убытки составили 6,5 млрд долл. США. См. является одним из древнейших видов страхования, его становление связано с появлением и развитием морской торговли, особенно в Англии. Первый англ. юридический статут, регулирующий См., был издан в 1601 королевой Елизаветой I. Соврем, торговля и морские перевозки неразрывно связаны со страхованием. Оно проводится на базе стандартных условий (оговорок страховых), в основу к-рых положены общепринятые в мировой практике Правила морского страхования, разработанные Институтом лондонских страховщиков, а также т.н. Йорк-Антверпенские правила, применяемые в Кодексе торгового мореплавания РФ (1999). При страховании судов используют условия (сгруппированы по степени уменьшения объема страховой ответственности страховщика и страхового покрытия): «с ответственностью за все риски»; «без ответственности за частную аварию»; «без ответственности за повреждения»; «с ответственностью только за полную гибель» и др. При страховании на условиях «с ответственностью за все риски» страховщик возмещает судовладельцу: убытки от физич. гибели или повреждения судна вследствие огня, молнии, взрыва, бури, др. стихийных бедствий, посадки судна на мель или его столкновения с к.-л. предметами; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки от пропажи судна без вести, от повреждения судна при осуществлении мер по его спасанию и тушению пожара. Возмещаются также гибель и повреждение застрахов. имущества в результате несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки, поломки валов и взрыва котлов, скрытых дефектов корпуса судна или оборудования; небрежности экипажа и лоцмана. Не возмещается ущерб, возникший вследствие: военных действий и военных мероприятий; пиратских нападений; народных волнений и забастовок; конфискации; реквизиции; ареста и уничтожения судна по требованию властей; умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности судна, его ветхости и износа; погрузки без ведома страховщика взрывоопасных и самовозгорающихся веществ (предметов) и в нек-рых др. случаях (отд. события могут быть включены в ответственность по соглашению сторон за дополнит, плату). Согласно условиям страхования «без ответственности за частную аварию» страхуются те же риски, что и при страховании на полных условиях, однако ответственность страховщика не относится к частной аварии (убытки от к-рой возникают чаще др., хотя и не имеют катастрофич. характера). По условиям страхования «без ответственности за повреждение» страховщик не отвечает за повреждения застрахов. судна и его оборудования и доля судовладельца в общей аварии возмещается за вычетом затрат на ремонт судна. При условии страхования «только за полную гибель» убытки возмещаются лишь при гибели судна. Страхование фрахта - это страхование расходов за перевозку груза. Страхованию подлежит валовая сумма фрахта, включающая плату за перевозку груза, прибыль судовладельца и расходы по страхованию. Договор страхования фрахта обычно заключается с судовладельцем сроком на 1 год. При уплате фрахта судовладельцу авансом риск его утраты переходит на владельца груза; в этом случае страхование фрахта включается в договор страхования грузов. При страховании грузов используются три стандартных вида условий: «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Страхование ответственности судовладельцев покрывает большое кол-во рисков, включая такие, как смерть, телесные повреждения и увечья, причиненные экипажу судна и работникам портов, ответственность за загрязнение моря нефтепродуктами, ответственность за последствия морских аварий и т.д. Страхование ответственности судовладельцев производится преим. на принципах страхования взаимного путем объединения судовладельцев в клубы взаимного страхования. К См. относится также страхование рисков, связ. с добычей нефти и газа на морских буровых платформах и ответственности за возможное нанесение ущерба окружающей среде из-за аварии. Страхование осуществляется на случай повреждения или уничтожения платформы, потери прибыли в результате остановки произ-ва, возникновения дополнит, расходов по ликвидации последствий аварии, смерти или телесных повреждений персонала. Условиями лицензирования страховой деятельности на тер. РФ допускается страхование средств водного транспорта как комбинированный вид страхования, объединяющий в качестве объекта страхования совокупность имуществ. интересов, включая страхование от несчастных случаев и болезней, страхование средств водного транспорта, страхование грузов и страхование гражданской ответственности (см. Авария в морском праве).