(англ. budget statistics) - 1) отрасль финансовой статистики, отражающая количественную сторону функционирования бюджетов разных уровней, динамику внутренних и внешних связей бюджетной системы; 2) статистика бюджетов домашних хозяйств. Бюджетные процессы как объект статистики представлены комплексом осн. макроэкономич. взаимоувяз, показателей, отражающих выполнение органами гос. и муницип. управления своих функций. Гл. задача Сб. -количественное отражение (включая разл. взаимосвязи) состояния всех элементов бюджетной системы. Более конкретно задачи Сб. сводятся к получению след. количеств, характеристик: динамики осн. показателей бюджета; структуры доходов бюджета; структуры расходов бюджета; взаимосвязи доходов и расходов бюджета; структуры гос. долга; динамики сети, штатов и контингентов бюджетных учреждений; эффективности проведения фискальной политики; влияния фискальной политики на экономич. рост и уровень жизни населения. Сб. базируется на след. данных: показателях утвержд. бюджетов (включая бюджеты гос. внебюдж. фондов) и расчетах к ним; периодич. отчетности финанс. органов о кассовом исполнении бюджетов (годовых, квартальных и месячных бух. отчетах об исполнении бюджетов); отчетах получателей бюджетных средств об исполнении смет доходов и расходов. Используя эти материалы, Сб. применяет такие статистич. методы, как группировка, построение рядов динамики, исчисление средних и относительных величин и т.д. Информация о финанс. операциях органов власти упорядочивается с помощью бюджетной классификации. В результате применения классификации устанавливается сходство между операциями органов гос. и му-ницип. управления; группируются сотни и тысячи отд. операций, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, к-рые помогают выявить характер, структуру и экономич. воздействие показателей бюджета. К последним относятся: общий объем доходов; объем собств. и привлеченных доходов; общий объем расходов; объем текущих и ка-пит. расходов; размер дефицита (профицита); размер гос. долга. Для аналитич. целей наряду с осн. показателями применяются др. показатели, в совокупности призв. характеризовать роль бюджета в проведении экономич. и соц. политики. Бюджетным отношениям свойственно большое многообразие, поэтому их показатели отражают разные механизмы межтерриториального и межотраслевого перераспределения финанс. ресурсов. Масштабы перераспределяемых ресурсов посредством гос. вмешательства отражает показатель отношения доходной части бюджета к ВВП. Статистич. данные о бюджете выполняют контрольную функцию. Так, с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государственных и муниципальных органов финанс. ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему обществ, потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. На основе статистич. данных, используя факторный анализ, можно выявить влияние факторов, обусловивших отклонение от плана или уровня базового (предыдущего) года. Аппарат Сб. может быть использован при планировании бюджетов. Напр., прогнозируемый размер любого налогового дохода может быть исчислен как; где Вн - прогнозируемая база налогообложения; ставка i-ro налога; к-коэффициент его собираемости (рассчитывается эмпирическим путем). Новым направлением в Сб., пока не получившим развития, является статистика многофакторных взаимосвязей показателей бюджета и осн. макроэкономич. показателей. Статистика бюджетов домашних хозяйств отражает составную часть статистики уровня жизни населения, изучающую источники доходов, расходы по их назначениям и др. показатели жизненного уровня разл. групп населения. Под домашним хозяйством понимается совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, связанных и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, т.е. полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домашнее хозяйство может состоять и из 1 человека, живущего самостоятельно. Осн. источником информации для Сб. являются систематически проводимые органами гос. статистики в соответствии с федер. программой статистич. работ выборочные обследования. Начало развития Сб. в России относится ко 2-й пол. XIX в. Изначально статистич. данные, собираемые земскими статистиками, касались изучения крестьянских хоз-в, кустарных промыслов, доходности земли. Регулярными бюдж. обследования стали после опубликования материалов обследования крестьянских хоз-в в Воронежской губернии (1887-96). В нач. XX в. в отд. районах России стали проводиться обследования бюджетов рабочих пром-сти. Первоначально данные собирались экспедиционным способом, и обследования были единовременными, несистематическими, что не могло дать полной характеристики всех изменений в структуре доходов и расходов домашних хоз-в и их потребления. Первая попытка организации круглогодичных обследований бюджетов была предпринята в 1924. Методология построения выборочной сети домашних хоз-в, процедуры проведения обследований стали складываться в нач. 50-х гг. С 1952 обследования проводились в 29 тыс. домашних хоз-в. Для повышения репрезентативности и достоверности масштабы обследования расширялись: в 1969 - 32,9 тыс. домашних хоз-в; в 1988 - 48,6 тыс.; в 1998 - 49,2 тыс. Расширение Сб. предполагает увеличение объема и включение в обследование новых социально-экономич. групп населения. Выборочное обследование бюджетов домашних хоз-в проводится с целью получения экономико-статистич. информации о жизненном уровне разл. групп и слоев населения. Обследование строится на принципах добровольного участия и основывается на непосредств. опросе (интервьюировании) членов домашних хоз-в и ведении ими записей о доходах и текущих расходах на потребление в течение учетного периода. При проведении опросов для уточнения получаемых от домашнего хоз-ва сведений используются ведущиеся по заданию статорганов домашним хоз-вом регулярные (дневниковые) записи о доходах и расходах. Анализ дневниковых записей - необходимый элемент обследования. Материалы обследования являются основой для характеристики изменения структуры доходов и потребительских расходов населения, позволяют выявить различия в уровне материального благосостояния в зависимости от состава домашнего хоз-ва, занятости его членов; показывают роль отд. источников в формировании доходов, зависимость потребления от уровня доходов; позволяют проследить за изменением потребительского спроса; характеризуют дифференциацию населения по уровню доходов и т.д.