виды доходов, закрепленные за соответствующими бюджетами полностью или частично (в процентных долях или по разделенным налоговым ставкам) на постоянной (долговременной без указания срока) основе. Проблема собственных доходов бюджета особенно актуальна для России в связи с преобладанием в большинстве территориальных бюджетов средств межбюджетного регулирования, состоящих из отчислений от регулирующих доходов и прямых перечислений из бюджета вышестоящего территориального уровня в разных формах в качестве финансовой помощи и компенсаций бюджетам других уровней. Чтобы принцип самостоятельности территориальных бюджетов не. был декларативным, ставится задача повысить уровень собственных доходов, в т.ч. путем более рационального разграничения налогов и других платежей между уровнями бюджетной системы с поэтапным замещением регулирующих налогов собственных доходов бюджета. Попытка сделать это в отношении местных бюджетов была предпринята в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997). В частности, согласно этому Закону к собственным доходам местных бюджетов были отнесены определенные доли федеральных регулирующих налогов. Уровень их (не менее указанного предела) устанавливался по каждому из налогов в целом (в среднем) для местных бюджетов. Право устанавливать конкретные доли, закрепляемые за соотвенными местными бюджетами на постоянной основе, было предоставлено законодательным органам государственной власти субъектов РФ. Эти положения пересматриваются в процессе реформирования налогового и бюджетного законодательства. Согласно Закону РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991) в состав собственных доходов бюджета включались и отчисления от регулирующих доходов. Однако эти отчисления поступают в территориальные бюджеты по временным нормативам, ежегодно устанавливаемым законом о бюджете вышестоящего территориального уровня, а не путем закрепления определенной доли этих налогов на постоянной основе. В Бюджетном кодексе РФ собственные доходы бюджета (ранее их называли, как и в условиях бывшего СССР, закрепленными доходами) определены как виды доходов, закрепленных законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответственными бюджетами. В их состав входят налоговые и неналоговые доходы. Отмечено, что финансовая помощь не является собственными доходами соответственного бюджета. В мировой практике наиболее распространен метод разграничения доходов между бюджетами разных уровней исходя из фискальных полномочий соответственных органов власти. В соответствии с этими полномочиями федеральные налоги и сборы поступают в федеральный бюджет, региональные - в регион, бюджеты, местные -в местные бюджеты. В России также рассматриваются предложения о переходе на принцип «один налог -один бюджет» и исключении деления доходов на собственные и регулирующие. В то же время, например, в Германии, Австрии, Канаде, наряду с раздельными налогами, поступающими только в тот или иной уровень бюджетной системы, применяются и совместные налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней (в Канаде - все на постоянной, а в Германии и Австрии - одни на постоянной, а др. на временной основе). Федеральный центр обычно устанавливает и контролирует налоги, в наибольшей степени связанные с макроэкономич. политикой: налоги с доходов корпораций, НДС, налог на природные ресурсы, таможенные пошлины, налог на экспорт товаров и услуг. Такие налоги, как налог на личные доходы, различные виды акцизов, перечисляются в бюджеты разных уровней. За регион, и местными бюджетами в большинстве случаев закрепляются: налоги с розничного оборота (налог с продаж), налог на собственность, налог на автотранспортные средства и др. Имеются и иные подходы. Так, в США штаты и в Швейцарии кантоны получили право взимать налоги с доходов корпораций и индивидуальный подоходный налог, налоги за пользование природными ресурами. В Австралии провинциям не дано право вводить и взимать налог с продаж и другие косвенные налоги. В Канаде властям провинций разрешено взимать в свои бюджеты дополнит, надбавку к общему подоходному налогу.
|
||||
|
|
|
|