(англ. commodity markets) - сфера обмена, где через взаимодействие спроса и предложения формируются цены на товары и происходят товарообменные и товарно-денежные операции, соединяющие продавцов и покупателей. Р.т. характеризуются формой конкуренции (степенью монополизированности); степенью гос. регулирования; региональностью; легальностью; видом и номенклатурой реализуемых товаров; объемом продаж (емкость рынка); способом торговли и уровнем цен. Различают немонополизированные Р.т. - рынки совершенной конкуренции и частично или полностью монополизированные Р.т. - рынки несовершенной конкуренции (реальные): монополистической конкуренции с дифференциацией товара; олигополистический, дуополистический и монополизированный (чистая монополия). На монополизированном рынке единственный продавец торгует только своим, уникальным, не имеющим близких заменителей товаром. Р.т. в цивилизов. рыночной экономике имеют систему ориентиров, выражающих об-щегос, общенац. и глобальные интересы, и обладают высоким уровнем организованности: разрушит, силе стихийных регуляторов конкуренции противостоит государственное регулирование. Совершенная конкуренция возможна лишь в условиях, когда все покупатели и продавцы свободно входят на рынок и покидают его, имея неогранич. доступ к информации о положении дел на рынке, где многочисл. продавцы, ни один из к-рых и ни одна группа из них не в состоянии повлиять на рыночные процессы самостоятельно, предлагают для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары. Таким условиям в большей мере может отвечать мировой рынок - самый крупный и всеобъемлющий. В составе мирового рынка -любых товарообменных процессов между разл. странами - выделяют секторы междунар. торговли, ориентированные на определ. вид и номенклатуру товаров. Р.т., к-рые принято называть мировыми, обладают след. признаками: участие мн. стран; крупномасштаб-ность торговых сделок; регулярность товарообмена, ведение расчетов по торговым операциям в свободно конвертируемой валюте. Совокупность Р.т., действующих внутри страны, именуют национальными рынками. Среди внутренних и мировых Р.т. выделяют региональные рынки, когда формируются достаточно масштабные, регулярно действующие территор. рыночные образования с ясно выраженными региональными признаками. По виду товаров различают рынки: предметов потребления и услуг; жилья; зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы (труда, рабочих мест); инноваций; продукта духовной, интеллектуальной деятельности. Для проведения торговых операций по заключению сделок по крупномасштабным продажам и купле товаров, реализуемых по стандартам и образцам, создаются регулярно функционир. орг-ции - товарные биржи, действующие по определ. правилам и в определ. месте. На Р.т. осуществляются как спотовые, так и срочные сделки.