денежные средства, выделяемые государством на подготовку военной организации и страны к действиям по обеспечению обороны и военной безопасности, на осуществление таких действий в различных формах в мирное и военное время, а также на ликвидацию некоторых их последствий. В составе Р.в. выделяют прямые, косвенные, явные и скрытые затраты. Прямые Р.в. - затраты, официально выделяемые в гос. (федер.) бюджете страны на цели обороны и военной безопасности (осн. часть всех Р.в.). Они охватывают затраты вооруж. сил, др. войск и воинских формирований, направляемые: 1) на создание, поддержание и наращивание нац. военной мощи путем комплектования их личным составом (вкл. затраты на привлечение к службе, обеспечение установл. видами довольствия и обслуживания, боевую и морально-психологич. подготовку и т.п.), обеспечения вооружением, военной техникой и имуществом (включая затраты на разработку, закупку, эксплуатацию и ремонт), капит. стр-ва в интересах обороны и военной безопасности; 2) на оказание военной помощи иностр. гос-вам. Косвенные Р.в. - затраты, не связ. непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи гос-ва, но воздействующие на эти процессы с целью либо создания условий и предпосылок для их осуществления, либо ликвидации последствий военных приготовлений и войн. Косвенные Р.в. сопряжены с прямыми и во многом являются производными от них. Вычленение косвенных Р.в. в гос. (федер.) бюджете производится не только по офиц. наименованию, но и по конкретному целевому предназначению расходов, поскольку часть косвенных Р.в. (как по офиц наименованию, так и по своему использованию) очень близка к прямым Р.в., другая же может быть отнесена к затратам на военные цели лишь на основе анализа конкретного целевого использования бюдж. ассигнований. Косвенные Р.в. могут включать: выплаты пенсий и пособий ветеранам войн, вооруж. сил, др. войск и воинских формирований, инвалидам, семьям погибших; платежи по гос. долгу, возникшему в связи с военными приготовлениями или с войной; затраты по восстановлению разрушений или возмещению ущерба, причин, войной или военными приготовлениями: выплаты репараций и ряд др. гос. затрат. Прямые и косвенные Р.в. могут быть явными (затраты, к-рые офиц. нац. бюджетная статистика признает военными) и скрытыми (затраты средств бюджета, к-рые фактически направляются на финансирование военных мероприятий, но проходят по расходам бюджета на деятельность гражданских мин-в и ведомств, не связанных напрямую с военными приготовлениями). В странах НАТО к Р.в. кроме затрат, непосредственно выделяемых на строительство и содержание вооруж. сил, относят расходы на: оснащение и содержание военизир. формирований (типа военной жандармерии, карабинеров, береговой охраны и др.); оказание военной помощи иностр. гос-вам и на др. военные мероприятия. По классификации НАТО затраты на гражданскую оборону не относятся к Р.в., собств. же доходы мин-ва обороны (от продажи излишнего вооружения и военной техники, продажи и сдачи в аренду недвижимого имущества, оказания платных услуг юридич. и физич. лицам и т.п.), оставляемые в распоряжении мин-ва обороны и уменьшающие тем самым величину законодательно утверждаемых прямых Р.в., признаются компенсац. поступлениями. Доля компенсационных поступлений в расходах министерств обороны стран НАТО значительно колеблется: от примерно 1% (США) до 5-10% (Великобритания), поэтому при представлении отчетности в НАТО нац. показатели стран по Р.в. претерпевают определ. корректировку. Подход к трактовке состава Р.в., принятый ООН, во многом аналогичен классификации НАТО. Вместе с тем в ООН с 1985 для отчетности по Р.в. применяется таблица (формат), в к-рой в горизонтальных строках отражены организац. комплексы, а в вертикальных графах - целевые направления финансирования (оперативные расходы; технич. оснащение и стр-во; НИОКР). Каждая из этих трех групп разделена на статьи, а статьи - на виды расходов. Расходы по каждой целевой статье и ее видам распределяются по организац. комплексам вооруж. сил: стратегич. силы (согласно определению в Договоре СНВ-2); сухопутные войска; военно-морские силы; военно-воздушные силы; др. боевые силы; централиз. тыловое обеспечение и управление (в разбивке на обеспечение и управление); военизир. силы. Самостоят, комплексом формата отчетности выделены расходы на оказание военной помощи. Расходы на гражданскую оборону показываются отдельно от общих Р.в. гос-ва. Государствам-членам ООН рекомендовано ежегодно к 30 апреля представлять в ООН данные по Р.в. в нац. валюте за последний финанс. год. по к-рому имеются такие данные. Россия впервые передала в ООН в 1990 данные о Р.в. за 1989. Классификация Р.в., принятая ООН, позволяет проводить анализ и межгос. сопоставления абс. размеров военных затрат. Вместе с тем в практике межгос. сопоставлений широко применяют показатели относит, размеров или уровней Р.в., в т.ч.: доля Р.в. в ВВП страны; доля Р.в. в расходах гос. (федер.) бюджета страны; размер Р.в. в расчете на душу населения страны; размер Р.в. в расчете на одного военнослужащего вооруженных сил и т.п. Нек-рые данные о Р.в. ряда стран НАТО и России приведены в таблицах 1-3. Таблица 1 Доля (%) общих военных расходов в государственном бюджете ряда стран