мероприятия по предупреждению наступления страховых случаев и снижению страхового ущерба (убытка), осуществляемые за счет отчислений от страховых взносов. В период гос. монополии на проведение страхования отчисления производились в обязат. порядке. Первоначально Декретом СНК РСФСР от 15 мая 1922 были установлены отчисления на противопожарные мероприятия в размере 20% прибыли по обязат. страхованию имущества от огня; с 1925 проводились отчисления и по добровольному страхованию от огня. С 1931 отчисления от платежей по обязат. страхованию составляли 10%, с 1933-15%. Эти средства направлялись не только на противопожарные мероприятия, но и на цели борьбы с падежом скота. В последующем размер отчислений на П.м. неоднократно менялся. С 1960 они установились в размере 8-10% всех платежей и обязат., и добровольного страхования. С 1968 отчисления от платежей колхозов и населения снизились до 4% (в связи с увеличением размера платежей). С 1978 при введении обязат. страхования имущества совхозов и др. гос. с.-х. пр-тий для них и колхозов отчисления устанавливались в размере 2%. С 1968 за счет отчислений от страховых взносов стали финансироваться мероприятия по предупреждению гибели и повреждения с.-х. культур. Отчисления от страховых взносов поступали в доход соотв. бюджетов как целевые ресурсы. План их использования ежегодно согласовывался с соотв. управлениями Госстраха, органами с. хоз-ва и внутр. дел. Перечень П.м. и порядок их финансирования утверждались органами исполнит, власти республик, краев, областей. Им предоставлялось право менять размер отчислений на П.м. от поступивших страховых взносов. Демонополизация страхового дела, формирование его новой правовой основы привели к принцип, изменениям и в сфере формирования ресурсов П.м. Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (1992 с послед, изменениями и дополнениями) определено, что страховщики вправе создавать из по-луч. страховых взносов резерв для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахов. имущества. Эти резервы не подлежат изъятию в федер. и иные бюджеты. Каждая страховая орг-ция самостоятельно разрабатывает положение о резерве П.м. и представляет его на утверждение в федер. орган исполнит, власти по надзору за страховой деятельностью. Резерв П.м. формируется путем отчисления от суммы ден. средств, уплаченных страхователем в соответствии с условиями договора страхования или закона и поступивших на расчетный счет страховщика. Размер отчислений в резерв определяется исходя из процента, предусмотр. на эти цели в структуре страховых тарифов. При подготовке положения о резерве П.м. страховые орг-ции руководствуются Примерным положением о резерве превентивных мероприятий по добровольным видам страхования, утвержд. федер. органом страхового надзора 18 янв. 1995; им установлена предельная величина отчисления, предусмотр. в структуре тарифной ставки (не более 15%). Финансироваться П.м. должны на основе договора, заключаемого между страховщиком и юридич. или физич. лицами, осуществляющими П.м., исходя из фактич. наличия средств, аккумулируемых в резерве П.м. В соответствии с нормами ГК РФ страховщики имеют право контролировать целевое использование средств резерва, применять при его нарушении определ. меры, вплоть до расторжения договора и возврата средств. Федер. органы страхового надзора контролируют целевое использование средств резерва П.м. на основе анализа соотв. формы годовой бух. отчетности страховщика. Порядок формирования и использования средств резерва П.м. по обязат. страхованию устанавливается спец. нормативными актами. В структуру тарифов обязат. страхования пассажиров, перевозимых ж.-д., автомобильным, воздушным и водным транспортом, утвержденных соотв. ведомством (мин-вом) по согласованию с федер. органами страхового надзора, заложены нормативы отчислений на П.м. Аналогично утверждаются положения о порядке формирования и использования отчислений. В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности» (1994) в порядке, установл. Правительством РФ, создаются фонды пожарной безопасности, формируемые за счет отчислений страховых орг-ций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже 5% этих сумм. Противопожарным признается договор страхования, заключ. исключительно на случай причинения ущерба застрахов. имуществу в результате пожара. Структурой страхового тарифа должны предусматриваться указан- ные отчисления на формирование фондов пожарной безопасности. Управление фондами пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба на основе типового устава, утверждаемого Правительством РФ. В зарубежной страховой практике также нередко финансируются П.м. Порядок финансирования различен. Существует определ. форма участия страховой орг-ции в делах общественности: покупка пожарного автомобиля, беседы с детьми в школах о правилах безопасности и т.д. Такие расходы не включаются в страховой тариф, а осуществляются за счет средств страховщика. Однако на величину этих расходов уменьшается налогооблагаемаяприбыль. В странах СНГ порядок формирования и использования фондов П.м. имеет много общего с российским.