(от греч. oligos - немногий + poleo - продаю, торгую) -ситуация, когда на рынке действует небольшое количество продавцов продукции, противостоящих множеству покупателей. При этом каждый из конкурентов способен влиять на цену продукции, предлагаемой др. конкурентами. Любое решение олигополиста о ценах и объемах выпуска непосредственно влияет на положение конкурентов, и он может всегда ожидать от них ответных действий. Т.о., при О. прибыль каждого зависит не только от реакции потребителей, но и от действий конкурентов. Такая ситуация моделируется с помощью аппарата теории игр. Различают три типа олипополистического поведения на рынке: сговор о ценах (см. Картель), доминирование одной из фирм и монополистическая конкуренция. Поскольку продавцы продукции по возможности удерживаются от понижения цен на свои товары, опасаясь аналогичной реакции конкурентов, на олигопольном рынке цены обычно отличаются относительной жесткостью (см. также Дуополия). На олигопольных рынках продукция может быть диф-ференцир. (напр., мебельная, автомобильная) и почти идентичной (металлургич. и алюмин. пром-сть). Широко используется неценовая конкуренция (реклама, дизайн, сервисное обслуживание и т.п). Доступ новых участников на рынок осложнен. олигопсония (от греч. oligos - немногий + opsoneo - приобретаю) -ситуация, когда на рынке действует небольшое число покупателей, противостоящих большому числу продавцов. Доля олигопсонистов на рынке данного товара настолько велика, что они способны влиять на его рыночную цену. Примером такой относительно редкой ситуации могут служить автомобильные заводы, выступающие в качестве олигопсонистов на рынке автомобильных шин. Поведение продавцов и покупателей здесь в определенном смысле симметрично поведению покупателей и продавцов в условиях олигополии. Разница состоит в том, что олигопсонисты заинтересованы в занижении покупных цен, тогда как олигополисты стремятся завышать продажные цены.