(англ. insurance clause) - 1) условие в страховых договорах, в соответствии с которым определяется объем ответственности страховщика и регулируются взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая; 2) условие в торговых, фрахтовых, арендных и прочих сделках, в соответствии с которым оговариваются обязанности сторон по страхованию предмета сделки и определяются условия, на которых такое страхование должно быть заключено. О.с. применяются в разл. видах страхования, особенно широко - в страховании грузов и судов. Исторически появление О.с. связано с тем, что форма морского полиса по страхованию грузов, принятая Лондонским страховым рынком в 1795 и действовавшая в течение мн. лет, устарела, и страховщики вынуждены были вносить дополнит. О.с, с тем чтобы привести условия страхования в соответствие с требованиями времени. Чтобы стандартизировать условия страхования, Технический комитет по оговоркам (Technical & Clauses Committee), состоящий из представителей Lloid's (корпорации Ллойда) и др. компаний Лондонского страхового рынка, в 1912 представил три блока О.с: «Без ответственности за частную аварию», «С ответственностью за аварию» и «Все риски». Несмотря на дальнейшие изменения в страховой практике, они просуществовали до 1963, когда были переработаны Институтом лондонских страховщиков (Institute of London Underwriters) и получили название «Институционные грузовые оговорки» (Institute Cargo Clauses). На русском языке известны также как «Оговорки Института лондонских страховщиков». В действ, редакции «Институционных грузовых оговорок» от 1 янв. 1982 они подразделяются на блоки: «А» (соответствуют условиям «Все риски»), «В» («С ответственностью за аварию») и «С» («Без ответственности за частную аварию»). Каждый из этих блоков состоит из определ. набора стандартных О.с. Напр., «А» включает 19 О.с, определяющих риски, принятые на страхование, исключения из страхового покрытия, период действия страхования, обязанности страхователя при наступлении страхового события, законодательство, применяемое в случае возникновения споров. Для страхования грузов, имеющих специфич. риски, на базе «Институционных страховых оговорок» созданы «Институционные угольные оговорки» (1 окт. 1982), «Институционные оговорки по натуральному каучуку» (1 янв. 1984), «Институционные забастовочные оговорки» (1 окт. 1982) и др. Всего в страховании грузов, судов и контейнеров действует ок. 200 зарегистрир. институц. О.с, представляющих собой блоки или отд. стандартные оговорки. О.с. Института лондонских страховщиков широко применяются в междунар. страховой практике, в т.ч. и на российском страховом рынке. Помимо Ос. Института лондонских страховщиков в междунар. практике используются стандартные О.с. др. страховых рынков, в части, американские оговорки. На российском страховом рынке амер. оговорки применяются крайне редко, за исключением О.с. «С ответственностью от склада до склада». Кроме того, страховщиком и страхователем в каждом конкретном случае могут согласовываться спец. О.с, к-рые служат для определения тех или иных взаимоотношений по договору страхования, не урегулированных стандартными оговорками. Напр., оговорки о методе определения страховой стоимости груза, об установлении франшизы (страховой), о неприменении отд. стандартных исключений из страхового покрытия и т.п. О.с. можно условно подразделить на расширительные, т.е. расширяющие объем ответственности страховщика (напр., «Институционная оговорка о краже и недоставке груза» включает ответственность страховщика за эти риски), и ограничительные, т.е. ограничивающие его ответственность (напр., оговорка об исключении ответственности за ущерб, причиненный в результате военных действий, входящая в блок «Институционных грузовых оговорок»). На практике для создания необходимого страхового покрытия часто применяется комбинация разл. О.с. По мере развития страховых и торговых взаимоотношений стандартные О.с. могут редактироваться, отменяться старые О.с. и вводиться новые.