Монопольная прибыль

(англ. super-normal profits) - повышенная, добавочная по сравнению со средней нормой прибыль. Она характеризует монопольно-контролируемое владение рынком в условиях монопольного произ-ва товаров и их реализации. Монопольное положение у производителя товаров возникает в связи с применением высококвалифииир. рабочей силы, ведущих специалистов и менеджеров (т.е. лучших человеческих ресурсов), новых технологий на базе научных открытий, патентов, лицензий. У монополий значительно больше возможностей для изучения спроса, его удовлетворения и первичного формирования сегмента реальных покупателей. В совр. условиях М.п. возможна при след. типах конкуренции: чистой-совершенной; чистой-абсолютной; монополистической; монопсонии (только один покупатель); монополии, практикующей дискриминацию (назначение разных цен разл. покупателям); двусторонней монополии; дуополии (только две фирмы одновременно); олигополии (небольшое число крупных фирм). В совр. экономике прибыль, превышающая среднюю норму прибыли по отрасли, остается только у монопольных фирм. Именно величиной этой прибыли определяется место и роль монополии в жизни об-ва. Страны Европейского Союза борются с монополизацией всех сторон рыночной экономики. Совокупность норм хоз. права и мер по поддержанию конкурентной среды (антимонопольное законодательство, установление предельного уровня монополизации в объеме произ-ва и в объеме продаж не более 25-30%, спец. экон. меры, снижение барьеров для импорта, поощрение вступления на рынок новых участников и др.) объединяется в понятие «рамочные условия экономической деятельности государства». Различают М.п., получаемую транснац. корпорациями (ТНК), нац. компаниями в промышленно развитых странах и компаниями в гос-вах с переходной экономикой. На характер и реальный объем М.п. в условиях формирования рыночных отношений в гос-вах с переходной экономикой, как правило, влияют такие факторы, как непрозрачность экономики, утечка капитала, коррупция, теневая экономика и др. явления, значительно искажающие источники и размеры М.п. Полный анализ М.п. возможен при всестороннем учете роли гос-ва в формировании условий получения М.п. Эта роль гос-ва проявляется в двух его функциях: административно-правовой (к-рая выражается в законо-дат. деятельности, административном управлении, защите экономич. норм, процедур, законов) и в функции собственно экономического субъекта (регулирование цен, заработной платы, валютного курса; денежная эмиссия, управление госсектором, гос. акц. капиталом; перераспределение финанс. потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций, госзаказа и др.). монопсония (греч. monos - один + opsoneo - приобретаю) - ситуация, когда на рынке хозяйствующий субъект полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственно возможным его покупателем. Понятие М., т.о., находится в своеобразной симметрии к понятию монополия. Способность фирмы-покупателя, занимающего положение монопсо-ниста, влиять на цену товара называется монопсони-ческой властью. Обычно ввиду большого объема закупок (напр., комплектующих изделий для массового произ-ва, больших партий сырья) крупное пр-тие, имеющее на рынке монопсоническую власть, добивается для себя более низких цен, чем цены, к-рые пришлось бы платить мелким потребителям, подталкивая тем самым цену к уровню предельных издержек произ-ва данного товара.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Финансы предприятий и организаций / Монопольная прибыль