постоянно действующие органы государственного финансового контроля, образуемые законодательными (представительными) собраниями субъектов Российской Федерации. Статус К.-с.о. определяется при их создании: они учреждаются либо как самостоятельные юридич. лица, либо в качестве структурных подразделений создающих их законодательных (представительных) органов государственной власти. К концу 2000 К.-со. были образованы в 67 субъектах РФ, причем в 32 - как структурные подразделения законодат. органов власти, а в 35 - в качестве самостоят. К.-со. Цель создания этих органов - начавшееся в сер. 90-х гг. формирование в субъектах Федерации независимых от исполнительной власти органов, призванных осуществлять контрольно-ревизионную, экспертно-аналитич., информац. и иную деятельность, связанную с разработкой, утверждением и исполнением бюджетов, с последовательным финансовым контролем за законным, рацион, и эффективным использованием бюджетных средств соответств. субъекта РФ и образуемых органами гос. власти субъекта РФ внебюджетных фондов. Осн. принципы деятельности К.-с.о. - законность, системность, объективность, независимость, гласность. Деятельность К.-с.о. осуществляется исключительно на основании соответств. субфедерального Закона и в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и конкретного субъекта РФ. Именно принятые в субъектах РФ законы определяют задачи, решаемые К.-со., выполняемые ими функции, осн. права и обязанности, организацию и порядок их деятельности. Системный подход означает, что организация планирования и фактич. осуществление контрольно-ревизионной деятельности происходит в тесной связи с текущей экономич. и законодат. ситуацией в субъекте РФ, что проведение контрольных мероприятий осуществляется во взаимодействии с др. контрольно-финансовыми службами, с к-рыми К.-с.о. подписывают договоры и соглашения о взаимодействии. Принцип объективности не позволяет использовать политич. оценки при анализе и экспертизе решений, принимаемых органом власти субъекта РФ по финансово-бюджетным вопросам; при этом К.-с.о., проводя контрольные мероприятия, может использовать только официально предоставленные ему материалы, а также опубликованные в официальных изданиях. Для обеспечения объективности К.-с.о. может привлекать для проведения контрольных мероприятий независимые экспертные орг-ции и отд. экспертов. Должностные лица К.-с.о. несут персональную ответственность за достоверность и объективность результатов контрольных мероприятий, представляемых в гос. органы и предаваемых гласности. В рамках задач, определ. законодательством субъектов РФ, К.-с.о. обладают организац. и функцион. независимостью. Они подотчетны только представит, органам власти субъектов РФ и не подчиняются ни исполнит, власти РФ и субъектов РФ, ни Счетной палате РФ. Принцип гласности означает, что К.-с.о. не только ежегодно представляет для публикации в СМИ отчет о контрольной деятельности за прошлый год, но и публикует в СМИ материалы, связанные с законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджетов и внебюджетных фондов органами гос. власти, пр-тиями и орг-циями, а также материалы по др. вопросам. К компетенции К.-с.о. относится оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета субъекта Федерации, бюджетов внебюджетных фондов, а также представление законодат. собраниям рекомендаций по их корректировке. Осн. задача К.-с.о. - организация и осуществление контроля за своеврем. исполнением доходных и расходных статей бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюдж. фондов по объемам, структуре и целевому назначению, а также определение целесообразности и эффективности расходов бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюдж. фондов, контроль за использованием регион, и муницип. собственности, в т. ч. за поступлением средств в бюджеты регионов от распоряжения и управления регион, и муницип. собственностью. К.-с.о. осуществляют финансовую экспертизу проектов законов субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета и внебюджетных фондов, а также расходы, влияющие на формирование и исполнение бюджетов и внебюджетных фондов. Они осуществляют анализ выявл. отклонений от ус-тановл. показателей бюджета субъекта РФ и внебюдж. фондов и подготавливают на этой основе предложения, направл. на их устранение, а также на совершенствование процесса формирования бюджетов; контролируют законность и своевременность движения средств бюджета и средств внебюджетных фондов в учр-ниях Банка России в соотв. регионе, уполномоч. банках и иных финансово-кредитных учр-ниях. Важное место в деятельности К.-с.о. занимает контроль за использованием кредитов и займов, получаемых субъектами РФ, а также экспертиза финансовых и имущественных гарантий, предоставляемых исполнит, органами субъектов РФ в качестве обеспечения кредитных сделок. Контрольные полномочия К.-с.о. распространяются, как установлено соотв. законами, на органы гос. власти субъекта РФ, а также на гос. пр-тия, учр-ния и орг-ции и регион, внебюджетные фонды. В сферу их контрольной деятельности могут также входить органы местного самоуправления, пр-тия, учр-ния и орг-ции. включая муницип., кредитные учр-ния, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм деятельности, если они получают, используют, перераспределяют и перечисляют средства регион, бюджета, регион, внебюджетных фондов, используют регион, собственность либо управляют ею. а также если они имеют предоставл. законодательством субъекта РФ или его органами гос. власти налоговые и др. финанс. льготы и преимущества. Законодат. органами субъектов РФ на К.-с.о. могут возлагаться и др. задачи. Например, в Удмуртской Республике на Государственный контрольный комитет возложены след. дополнит, задачи: выявление нарушений законности и обеспечение их устранения в деятельности органов гос. власти и местного самоуправления, пр-тий и орг-ций, учр-ний и должностных лиц по исполнению Конституции РФ и законов РФ, Конституции Удмуртской Республики и законов республики. В число задач Контрольно-счетной палаты Москвы входит разработка предложений не только по совершенствованию бюджетного законодательства, но и бюджетного процесса в целом. Действующим в субъектах РФ законодательством предусматриваются широкие права К.-с.о. В части., по результатам провед. контрольных мероприятий они направляют органам гос. власти субъекта РФ и руководителям проверяемых объектов обязательные для рассмотрения и ответа представления для принятия мер по устранению выявл. нарушений, возмещению причин, гос-ву ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства. В случаях выявления на проверяемых объектах нарушений, наносящих гос-ву прямой, непосредств. ущерб и требующих в связи с этим безотлагат. пресечения, при умышл. или систематич. несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений, создании препятствий для проведения контрольных мероприятий К.-со. имеют право давать администрации проверяемых пр-тий обязат. для исполнения предписания. Финансирование К.-с.о. осуществляется за счет бюджета субъекта РФ, при этом средства на их содержание выделяются в бюджетах, как правило, отд. строкой. Деятельность К.-со. осуществляется на основе текущих и перспективных планов работ; при этом текущие (годовые) планы составляются по видам и направлениям деятельности, а перспективные - в разрезе намечаемых мероприятий, обусловленных осн. направлениями развития бюджетного процесса и совершенствования бюджетного законодательства. Годовые планы обязательно включают такие функциональные разделы, как проведение контрольно-ревизионных мероприятий, выполнение экспертно-аналитич. работ, ин-формационно-технич. обеспечение, материально-тех-нич. развитие самого К.-с.о., а также повышение квалификации его сотрудников. Для планирования и организации работы К.-с.о. создается Коллегия, работой к-рой руководит Председатель. На Коллегии в обязат. порядке рассматриваются планы работы К.-с.о., годовой отчет о его работе, проведение внеплановых контрольных мероприятий, участие специалистов К.-с.о. в проверках и ревизиях, проводимых иными контрольными органами, привлечение к контрольным мероприятиям К.-с.о. специалистов из др. организаций и независимых экспертов и т.п. К.-с.о. осуществляют финансовый контроль в 3-х формах - предварительный, текущий и последующий контроль. Для проведения контроля используются проверки, обследования, экспертизы; выполняемые с помощью анализа разл. сопоставления позволяют глубже изучить проверяемый объект, сделать обоснованные выводы и предложения. Одна из осн. функций К.-с.о. - подготовка Заключения по отчету об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных фондов. Для подготовки такого Заключения К.-с.о. проводит проверку подготовленного исполнит, органом власти отчета об исполнении бюджета. Значимость данной проверки определяется тем, что законодательный орган власти не может принять решения по отчету об исполнении бюджета, если нет соответств. заключения от К.-с.о. Составляя это заключение, К.-с.о. использует свои материалы и результаты проверок, проведенных им в отчетном периоде. Наряду с К.-с.о., созданными субфедеральными органами гос. власти, в нек-рых субъектах РФ функционируют также контрольно-счетные подразделения 3-го уровня - контрольно-счетные комиссии в составе городских муниципалитетов. Они появились сравнительно недавно, но уже приобрели значит, вес в ряду органов, осуществляющих финансовый контроль. Являясь структурными подразделениями органов местного самоуправления, контрольно-счетные комиссии уделяют пристальное внимание вопросам контроля за составлением и исполнением городского бюджета, а также расходованием средств городских внебюджетных фондов; в поле зрения К.-с.о. и вопросы управления муницип. собственностью города, повышения эффективности ее использования и получения дополнит, доходов в городской бюджет. Уже в самом начале своей деятельности многие из создаваемых в субъектах РФ К.-с.о. работали в тесном контакте друг с другом. Напр., Контрольно-счетная Палата Москвы в первые же годы своего становления (с 1995) оказывала разл. виды консультационной, правовой и методич. помощи К.-с.о. Архангельской, Вологодской, Московской, Нижегородской, Саратовской и Хабаровской областей, а также К.-с.о. республик Карелии и Коми, г. Санкт-Петербурга и др. регионов РФ. Постепенно не только расширялась география взаимопомощи, но и крепло взаимодействие между К.-с.о., развивалось их сотрудничество. Углубление этих процессов привело к решению о создании Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В Декларации, принятой на Всероссийском совещании контрольно-счетных органов (дек. 2000), зафиксирована необходимость усиления в соврем, условиях взаимодействия и координации деятельности К.-с.о. всех уровней и укрепления сотрудничества между ними. Перед Ассоциацией К.-с.о. РФ поставлены важные задачи, решение к-рых нацелено на повышение эффективности системы государственного финансового контроля в целом. К числу основных из этих задач можно отнести: разработку единых стандартов и методик контрольно-ревизионной и экспертно-аналитич. деятельности; участие в создании и внедрении унифицир. системы контроля за формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также бюджетов гос. внебюджетных фондов; совершенствование системы проведения совместных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитич. мероприятий; разработку предложений, направленных на усиление взаимодействия между контрольными и правоохранительными органами Российской Федерации; оказание правовой, методич. и методологич. помощи органам гос. власти субъектов РФ в разработке проектов законодательных документов по созданию и совершенствованию органов гос. фин. контроля; содействие в организации фондов, научных центров, междунар. и иных организаций, деятельность к-рых направлена на укрепление и совершенствование контрольных функций государства; разработку предложений по повышению эффективности управления гос. собственностью; обобщение и распространение положит, опыта (в т.ч. междунар.) в области контрольно-ревизионной и экспертно-аналитич. деятельности; повышение профессиональной подготовки специалистов К.-с.о. РФ.