тип индустриализации, предполагающий постепенную замену ввозимых промышленных товаров продукцией национальной промышленности (англ. import substitution). Др. типом является индустриализация с опорой на экспортную ориентацию (англ. export promotion). В основе стратегии И.и. лежит идея о необходимости развития нац. произ-ва, в частности, пром-сти, преимущественного использования местных природных и трудовых ресурсов, постепенного отказа от импорта ряда изделий обрабат. пром-сти, повышение в экспорте доли сырья, прошедшего глубокую технологич. обработку («облагораживание» экспорта). Важнейший инструмент И.и. -'протекционистская экономич. политика, предполагающая введение высоких импортных пошлин (англ. effective rates of protection) на товары, спрос на к-рые предусматривается ограничить в пользу местной продукции. В той или иной мере элементы И.и. использовались практически всеми гос-вами мира, включая и развитые (США, Япония, СССР и др.). Особенно активно прибегали к И.и. в развивающихся странах в 50-70-х гг. Важная роль при этом отводилась гос. сектору. Слабость нац. капитала потребовала привлечения значит, иностранных инвестиций. Крупные капиталовложения были сделаны в инфраструктурные отрасли: энергетику, образование, здравоохранение, транспорт. В отд. случаях опережающее развитие пром-сти требовало перераспределения внутр. накоплений в ущерб с. хоз-ву. Осуществление стратегии И.и. позволило несколько повысить долю нац. пром-сти в ВВП и экспорте, создать новые рабочие места, добиться нек-рого улучшения условий жизни населения. Однако в последней четверти XX в. все явственнее стали обнаруживаться негативные аспекты И.и. Она приводит к сохранению, а иногда и к консервации технологии, отставания, поскольку передовые технологии и решения не являются, как правило, продуктом нац. научно-технич. потенциала, а ввозятся из более развитых регионов мира. Экономич. рост в гос-вах, наиболее последовательно проводивших политику И.и., в целом оказался существенно ниже, чем в странах, поставивших цель добиться укрепления позиций нац. производителей на мировом рынке. Ориентация на потребности мирового рынка в отд. случаях может вступать в противоречие с задачей удовлетворения потребностей населения своей страны, однако служит мощным стимулом развития нац. научно-производств. потенциала. И.и. требует проведения целенаправл. и грамотной гос. экономич. политики. Историч. опыт показывает, что перестройка структуры нац. экономики, предполагающая повышение уд. веса пром-сти в ВВП, является сложным и многогранным процессом, к-рый нельзя свести к к.-л. одному типу. Большего успеха добивались страны, обеспечившие разумное сочетание ориентации на экспортное развитие с элементами И.и.