Единый бюджет города (района)

разновидность местного бюджета, формируемого для городского (районного) муниципального образования, имеющего административно-территориальное деление и соответствующие ему органы местного самоуправления, финансируемые из общего бюджета. Виды бюджетов в составе бюджетной системы бывш. СССР и РФ, как правило, соответствую! административно-территориальному устройству гос-ва. Однако, если ранее в административно-территориальном образовании любого уровня, имеющем органы представит, и исполнит, власти, обязательно формировался и исполнялся местный бюджет (сельский, поселковый, районный, городской), то теперь, с переходом на систему местного самоуправления, его органы вправе сами решать вопрос об уровне централизации бюдж. средств. Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (1993) установлено, что, если Совет народных депутатов одного из административно-территориальных образований передает свои полномочия др. Совету народных депутатов, то одновременно он вправе решить вопрос о сохранении или упразднении своего бюджета. Т.о., Закон определил, при каких условиях могут быть централизованы бюдж. средства, связав это решение с полномочиями представит, органов власти. В 1993-94 в России возникла сложная не только эко-номич., но и политич. ситуация, к-рая выражалась в становлении новых институтов гос. устройства и местного самоуправления. Особенно медленно развивалось местное самоуправление: «рамочный» федер. закон был принят только в сент. 1995. В этот период на местном уровне (в районах, городах и т.д.) фактически отсутствовала правовая основа для образования местных представит, органов власти, к-рой и предоставлено право утверждать местные бюджеты. В результате нек-рые районы в составе республик, областей и краев в 1993-95 осуществили определ. централизацию бюдж. средств. Бюдж. система круп, городов традиционно состояла из городского бюджета и бюджетов районов города. Сложившиеся условия, и прежде всего отсутствие представит, органов на уровне районов города, предопределили необходимость составления Е.б.г. В ряде городов России (Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле и др.) приняты решения о формировании Е.б.г. В этом бюджете объединены все бюджетные ресурсы города и направления их использования; самостоят, бюджеты в районах и др. административно-территориальных образованиях, входящих в структуру данного города, отсутствуют. В РФ пока не создана единая законодат. основа образования и функционирования Е.б.г. Конкретные решения принимаются законодат. (представит.) органами власти соотв. городов. Поэтому формы Е.б.г. и порядок выделения финанс. ресурсов существенно отличаются в разл. городах. Административно-территориальные органы города в пределах Е.б.г. утверждают смету расходов, в соответствии с к-рой им выделяют необходимые финанс. ресурсы. Особый порядок формирования и расходования средств Е.б.г. установлен в г. Москве. Здесь единый бюджет утверждается Московской Городской Думой в качестве закона. В бюджете, согласно Уставу города и Закону Москвы «О бюджетном процессе в г. Москве» (1995), выделяются в расходной части объемы финанс. ресурсов, предоставляемых административным округам и районам города. Расходование финанс. ресурсов осуществляется соответствующими финанс. управлениями с филиальных счетов Е.б.г. Одновременно, согласно Уставу Москвы, по каждому конкретному району города Городской Думой по представлению мэра может быть принято решение о формировании самостоят, бюджета района с передачей ему прав на самостоят, сбор и использование части городских налогов, пошлин, сборов, штрафов и др. платежей. В соответствии с Законом Москвы «О финансовых ресурсах района в г. Москве» (1998) бюдж. ресурсы района продолжают оставаться собственностью города, находясь в оперативном управлении районной Управы. При этом выделение и поступление средств в районные бюджеты и их целевое использование контролируются Московской Городской Думой через Контрольно-счетную палату и городскую администрацию. Первые итоги исполнения Е.б.г. показали, что централизация финанс. ресурсов повысила эффективность их использования, в т.ч. за счет лучшей организации контроля, сокращения инстанций распределения ресурсов, недопущения их распыления. Е.б.г. позволил ликвидировать узкотерриториальный подход к решению городских проблем, создал условия для использования программно-целевых методов при решении задач города.



А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Финансовые термины / Бюджет / Единый бюджет города (района)